Ви є тут

Масштабность в планировке городов Центральной России : На примере Калуги, Тулы, Рязани, Орла, Брянска, Курска, Белгорода

Автор: 
Гук Татьяна Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270292
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1
Содержание
ГЛАВА №1.......................................................9
АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОНЯТИЙ «МАСШТАБНОСТЬ», «ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДА» И « КОМПОЗИЦИЯ ГОРОДСКОГО ПЛАНА» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ИСТОРИЧЕСКИМ ГОРОДАМ РОССИИ.................................................9
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ТЕРМИНОЛОГИИ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ...................................................9
1.1. Понятие масштаба и масштабности в архитектуре и
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ......................................... 10
1.2. Понятие «планировочной структуры» в градостроительстве 13
1.3. Понятие «композиции» в градостроительстве..............17
1.4. Взаимосвязь функциональной и композиционной структур 21
1.5. Композиция городского плана: анализ и методы по выявлению масштабности (обзор методик).............................23
РАЗДЕЛ № 2. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ МАСШТАБНОСТИ В ПЛАНИРОВКЕ ГОРОДОВ.............................35
1.6.Краткая характеристика исследуемых городов..............35
1.7.1. Выделение зон планировочной структуры................43
1.7.2 Дифференциация элементов структуры....................44
1.8. Факторы, влияющие на масштабность в планировке городов 62
Природно-климатический фактор...........................63
Экономико-географический фактор.........................73
Социально-исторический фактор...........................76
Выводы по первой главе:.....................................78
ГЛАВА №2......................................................82
ОПРОБЫВАНИЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАСШТАБНОСТИ В ПЛАНИРОВКЕ ГОРОДОВ КУРСКА, БРЯНСКА И ОРЛА.....................82
2.1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ГОРОДОВ.......................................................82
2.1.1 Курск.................................................82
2.1.2.Брянс к...............................................84
2.1.3.0РЕЛ.................................................87
2.2. СРАВНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СОСТОЯНИЙ ПЛАНИРОВОЧНЫХ СТРУКТУР КУРСКА, БРЯНСКА , ОРЛА 88
2
2.3СРАВНИТЕЛБНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПРИРОДНОГО ФАКТОРА НА МАСШТАБНОСТЬ В ПЛАНИРОВКЕ ИССЛЕДУЕМЫХ ГОРОДОВ.....................................................100
2.3.1. Влияние природного фактора на масштабность в планировке г. Курска..................................................103
2.3.2. Влияние природного фактора на масштабность в планировании г. Брянска..............................................105
2.3.3. Влияние природного фактора на масштабность планировки г. Орла....................................................108
2.4.1. Анализ композиционного построения центральной части г.
Курска (общественный центр)...............................110
2.4.4 Анализ композиционной структуры общественного центра г.Брянска.................................................113
2.4.3. Анализ композиционного построения центральной части г. Орла
(общественный центр)......................................118
Выводы по второй главе:...................................123
ГЛАВА № 3...................................................125
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСШТАБНОСТИ В ПЛАНИРОВКЕ ГОРОДОВ..........................................125
3.1.ШКАЛА ОЦЕНКИ МАСШТАБНОСТИ...............................125
3.2.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ и ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ МАСШТАБНОСТИ.......................127
3.3. МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСШТАБНОСТИ 133
3.3.1. Инструмент преобразования масштабности.............133
3.3.2.СП0С0БЫ преобразования масштабности................ 137
1. Совершенствование масштабности посредством городского
ландшафта.............................................137
П. Совершенствование масштабности посредством исторической преемственности в эстетике и планировке...............146
III. Совершенствование масштабности посредством интерпретации функциональной структуры и её элементов...............149
IV.Способ композиционно-пространственного совершенствования масштабности..........................................155
3.4.Опробование методики совершенствования масштабности в
планировке и пространстве городов.........................162
Выводы ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ:................................. 176
Список литературы:........................................181
22
Функциональная структура города:
1. Выделение зон структуры с целью выяснения их взаимного рапо-ложения:
- селитьба;
- промтерритории;
- рекреационные территории.
2. Выделение связевых элементов:
-транспортная структура;
-структура пешеходного движения;
-система зеленых насаждений;
-система общественных центров;
-система обслуживания;
-система мест приложения труда и т.д.
Композиционная структура рассматривается как композиционное планиметрическое отображение взаимосвязи функциональных зон и связевых элементов :
1 .Рисунок плана:
-рисунок уличной сети;
-пропорции и форма кварталов;
-системы архитектурных или градостроительных ансамблей;
-система акцентов и доминант;
2. Элементы структуры:
-композиционные оси (главные и второстепенные), их направленность и фиксация высотными акцентами;
композиционные узлы: место пересечения композиционных осей, площади, кремли, крепости и т. д.,
отдельные здания, группы зданий, ансамбли.
23
Эту взаимосвязь можно представить в виде следующей схемы, исходя из утверждения, что на основе функциональной структуры города формируется композиция городского плана и пространственная организация города.
Функциональная структура Композиционная структура
Транспортная и пешеходная структура -> Рисунок уличной сети
Транспортная и пешеходная структура Композиционные оси
Узлы транспортной структуры; V Композиционные узлы, система доминант и акцентов; система ансамблей
система общественных центров —7
Система зелёных насаждений, структура пешеходных связей -> Система ансамблей
Система общественных центров,
система зелёных насаждений, -» Силуэт города
система мест проживания, труда
1.5. Композиция городского плана: анализ и методы по выявлению
масштабности (обзор методик)
Ранее многими исследователями отмечалось, что невозможно говорить о композиции города в целом, так как зритель никогда не воспринимает объект города единовременно и целиком. Теперь же когда есть возможность увидеть город «с птичьего полёта» (например, из самолёта) значительные его фрагменты со смотровых площадок или верхних этажей высотных зданий, предыдущее утверждение теряет былую актуальность. Рядовой житель города или турист может представить себе пространственно-композиционную организацию города и отдельных его частей.
В этой связи необходимо упомянуть об образном восприятии города.
З.Н. Яргина, уделяющая большое внимание исследованию вопросов эстетики города, говорит о трёх аспектах восприятия города (119).