Ви є тут

Традиционные бесстолпные храмы нарышкинского стиля

Автор: 
Мерзлютина Наталья Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270580
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................... 3
Примечания к введению............................... 17
ПЕРВАЯ ГЛАВА
Первые традиционные бесстолпные
храмы нового стиля.................................. 21
11римечания к первой главе.......................... 53
ВТОРАЯ ГЛАВА
Церковь Воскресения в Кадашах
и храм Николы «Большой Крест»....................... 59
11римечания ко второй главе......................... 80
ТРЕТЬЯ ГЛАВА
Основные варианты традиционных бесстолпных храмов «нарышкинского» стиля конца XVII - начала XVIII в... 85
Примечания к третьей главе.......................... 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................... 150
Приложение ко второй главе.......................... 157
Приложение к третьей главе.......................... 159
БИБЛИОГРАФИЯ........................................ 163
СПИСОК СОКРАП1ЕНИЙ.................................. 173
ВВЕДЕНИЕ
Рубеж XVI 1-ХVIII веков - чрезвычайно яркий период русской истории, условно отделяющий эпоху Средневековья от Нового времени. Этот переход был подготовлен и «выношен» на протяжении всего XVII столетия. Изменения в общественной и политической жизни страны, начавшиеся в первой половине XVII века, оказали воздействие и на культурную ситуацию. Воссоединение Украины с Россией в середине столетия повлекло за собой укрепление в Москве украинского духовенства, которое стало проводником просветительских идеалов и западноевропейской культуры. При царском дворе появляются специалисты из Англии и Голландии, а среди знати встречается все большее количество образованных людей, происходит постепенное формирование светской культуры и науки, меняются рел игиозные 11 редставления.
Волна европейских влияний привела к серьезным изменениям в различных видах искусства. Благодаря западноевропейским гравированным изданиям и украинским иллюстрированным печатным книгам в иконописи и монументальном искусстве появляется множество до этого времени неизвестных иконографических изводов. Параллельно в иконописи происходит формирование нового «живоподобного» стиля Оружейной палаты. Благодаря работе в столице белорусских мастеров резчиков и керамистов в декоративно-прикладном искусстве широкое распространение получает производство полихромных изразцов, появляется объемная резьба в иконостасах и т.д.
Этот процесс затронул и древнерусское зодчество, которое также испытываю на себе всевозможные влияния благодаря тесным контактам с европейскими странами. Причем, если архитектура северо-западных стран влияла опосредованно через гравюры (увражи), мебель и т.д., то проводниками зодчества польских, украинских и белорусских земель были непосредственно работавшие в Москве мастера.
з
затухание архитектурной деятельности в Москве и Замосковном крас, что связано с запретом 11егра на каменное строительство, переносом культурной жизни в новую столицу и другими, чисто западными ориентирами в архитектуре, следующей прямо за большими стилями Европы.
Методика исследования продиктована самим материалом. Наиболее ранние и значительные памятники анализируются подробно с точки зрения обшей композиции, пропорций, гармоничности соединения традиции и новаторства т.д. Большое количество памятников, следующих прямо за столичными образцами высокого класса, особенно мало изучено. В процессе работы был применен полный комплексный анализ источников, классификация памя тников на основе вариантов объемно-пространственной композиции, исследование социальных и сословных аспектов, связанных со строительством подобных храмов, а также изучение жанровой структуры.
Хотелось бы обратить внимание еще на одну проблему. Как уже говорилось, относительно старых типов храмов в период «нарышкинского» стиля в искусствоведческой литературе утвердилось мнение как о представителях консервативного и архаичного течения. Но нельзя не согласиться с Г.К.Вагнером, утверждавшим, что не всякая традиция консервативна (44). Столь большое количество традиционных храмов нового стиля заставляет более внимательно отнестись к их историко-архитектурной оценке. Применительно к памятникам исследуемого круга ни в коем случае нельзя применять термин архаичные, так как эго традиционное направление «нарышкинского» стиля с точки зрения формирования новой художественной образности равнозначно новаторской линии.
На наш взгляд, подобный традиционализм - свидетельство того, что русская культура не только обладала колоссальной инерцией традиции, но сама эта традиция могла быть удержана и модифицирована в условиях развития нового стиля.
16
Примечании к введению
1. Бусева-Давыдова И.Л. О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании // ГММК. Материалы и исследования. М, 1990. В.VII. С. 108-117.
2. Снегирев И.М. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. Изд. 3. М., 1852. С. 24.
3. Даль JI.B. Историческое исследование памятников русского
зодчества // «Зодчий». 1875. № 11-12. С. 132-134.
4. Павлинов А.М. История русской архитектуры М., 1894. С.207-208.
5. Султанов Н.В. Рецензия на сочинения академика А.М.Павлинова «История русской архитектуры», «Древности Ростовские и Ярославские», «Древние храмы Витебска и Полоцка» и «Деревянные церкви г.Витебска». СПб. 1897. С. 38-39.
6. Горностаев Ф.Ф. Барокко Москвы // История русского искусства. Под редакцией И.Э.Грабаря. Т. 2. М., С. 417.
7. 11ротасов Н.Д. Новшества в московском храмовом зодчестве конца XVII в. С.-Г1осад. 1912. С. 18-19.
8. Красовский М.В. Очерк истории московского периода
древнерусского церковного зодчества. М., 1911. С. 421.
9. Згура В.В. Проблема возникновения барокко в России. // Барокко в России. М., 1926. С. 13-42.
10. Брунов Н.И. К вопросу о гак называемом «русском барокко».
//Барокко в России. М., 1926. С. 43-55.
11. Некрасов А.И. О начале барокко в русской архитектуре XVIII в. //Барокко в России. М., 1926. С. 56-78.
12. Ильин М.А. Проблема «московского барокко» XVII в. // Ежегодник Института Истории Искусств. М., 1957. С. 325.
13. Виппер Б.Р. Архитектура русскою барокко М., 1978. С. 1-26.
14. Виппер Б.Р. Архитектура русского.... С. 22.
15. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХН веков. Л., 1973.
С.210-211; Вагнер Г.К. Ренессанс или барокко? Н Вагнер Г.К. Владышсвская Т.Ф. Искусство древней Руси М., 1993. С. 153-171.
16. Одним из последних вариантов является предложение
A.A.Павленко в исследованиях архитектуры конца XVII в. применять термин «романовский» стиль. См.: Павленко A.A. К вопросу о названии стиля русского искусства XVII века «московское» или «нарышкинское» барокко. //Филевские чтения. Тезисы науч.конф. М., 1995. С. 63-65.
17. Бусева-Давыдова И.Л. О европейских влияниях в русском
зодчестве XVII в. // Архитектура мира. В.1. Проблемы истории архитектуры. М., 1992. С. 96-99.
18. Некрасов А.И. Архитектура Истры и ее значение // Ежегодник
музея архитектуры. М., 1936. Вып. 1. С. 19.
17