Ви є тут

Развитие формообразующих идей кубизма и футуризма в архитектуре деконструктивизма

Автор: 
Данилова Элина Викторовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата архитектуры
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
170
Артикул:
184407
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение.........................................................4
Глава 1
Развитие формообразующих методов и композиционных
приемов в творчестве архитекторов-деконструктвистов.............10
1.1 Общая характеристика деконструктивизма......................10
1.2Абстрактный символизм и программный подход
в творчестве Рема Коолхааса.....................................16
1.3 Даниэль Либескинд: от супрематизма к кубизму................20
1.4 Пространственный супрематизм Захи Хадид.....................23
1.5 Событие и деконструкция Бернара Чуми........................27
1.6 Экспрессионизм Копп Химмельб(л)ау...........................32
1.7 Геометрические трансформации Питера Эйзенмана...............36
1.8 Синтез искусства в творчестве Френка Гери...................40
1.9 Выводы......................................................48
Глава 2
Кубизм и футуризм как формообразующие концепции
начала XX века..................................................51
2.1 Формообразующие методы и композиционные приемы построении картинной плоскости в кубизме................................51
2.2 Формообразующие методы и композиционные приемы построения картинной плоскости в произведениях футуризма...................64
2.3 Влияние формообразующих методов кубизма и футуризма на развитие новых течений в изобразительном искусстве первой трети XX века 71
2.4 Развитие формообразующих методов кубизма и футуризма в русском кубофутуризме...................................................88
2.5 Супрематизм К. Малевича.....................................96
3
2.6 Конструктивизм В. Татлина.....................................100
2.7 Влияние формообразующих методов кубизма и футуризма
на современное искусство XX века..................................105
2.8 Выводы........................................................110
Глава 3
Трансляция формообразующих методов и композиционных приемов кубизма и футуризма в архитектуру первой трети XX века............114
3.1 Выход из картинной плоскости в пространство
в русском и советском авангарде...................................116
3.2 Группа Де Стиль...............................................142
3.3 Раннее творчество Ле Корбюзье.................................146
3.4 Влияние раннего модернизма и конструктивизма
на последующее развитие архитектуры...............................149
3.5 Выводы........................................................154
Общие выводы......................................................156
Заключение........................................................158
Библиография......................................................160
25
сдвига. Проекции объекта похожи на структуру кубиотических произведений Пикассо и Брака протокубистического периода. Пейзажи Пикассо, например, изображающие гавань в Кадакесе, имеют ярко выраженное внешнее сходство с композицией, созданной Захой Хадид в проекте этого комплекса.
Проект Международного культурного центра в Токио (1989) сочетает приемы и методы, использованные в предыдущих проектах. Противодействуя перенаселенности и скученности плотной урбанистической среды, стеклянный контейнер обеспечивает пространственный интервал. Содержимое контейнера, представляющее собой ряд углублений и впадин, создает сложное внутреннее пространство, в котором находятся помещения для общественной программы здания. Сад на крыше, отдавая дань Лс Корбюзье, создает оазис в индустриальном окружении.
В проекте реконструкции Leicester Square (Лондон, 1990) архитектор бросает вызов традиционному видению открытых городских пространств: «Идея проектирования новых фонтанов для украшения общественных мест является ненужной. Расстреляйте эту площадь, она мертва. Откажитесь от надежд относительно реставрации существующей площади. Мы рассматриваем эту площадь как общественное пространство, пригодное для заселения помещение, почти квадрат, погруженный ниже уровня земли... Мы инвертируем здания, которые как бы взлетели над землей и, вернувшись обратно, проткнули ее поверхность» [136, 134с.]. Подземные структуры являются, по определению Чуми, «активаторами», создающими начало действия в безжизненном пространстве. Пространственный супрематизм Захи Хадид в данном случае развивает идею супрематического преобразования земной поверхности, создающего новую реальность на безжизненной территории. Это также напоминает революционные футуристические манифесты, призывающие к уничтожению музеев, в качестве которых в этом проекте выступает площадь, имеющая историческую ценность и не подлежащая содержательному изменению в рамках традиционного мышления.
Очевидно, что столь фантастические проекты были трудны для реализации. Среди построенных объектов Захи Хадид - Музыкальный
26
павильон в Гронингене (1990), интерьер ресторана в Саппоро (1990) и пожарное депо мебельной фабрики Витра (1990-1991). Интересно, что экстремальная фрагментарность ранних проектов со временем уступает место синтетическим структурам, в которых движение становится ключевым пунктом, материализуясь в пластичных формах.
Среди недавних работ Захи Хадид выделяются два проекта - Центр современного искусства в Огайо (1998-2001) и Центр современного искусства в Риме (2000). Это новый этап развития творчества архитектора. Движение в пространстве, построенное по спирали, является главной идеей пространственной организации первого проекта. Форма здания становится следствием сложной пространственной структуры, отражая систему коммуникаций и действия, видимого через стекло фасадов. Во втором проекте формы обощены и явно непохожи на предыдущие характерные фрагментированные образы ранних проектов. Новая пространственная организация таким образом определила появление новой архитектурной формы, уходящей от архетипической геометрии в проекте Центра современного искусства в Риме.
Критики упрекали архитектора, что реализации объектов уступают их предварительным проектным моделям. Очевидно, что мысль Захи Хадид обгоняет свое время, указывая на возможности развития архитектуры в будущем. Ее рисунки являются неотделимой частью творчества, представляя собой синтез презентации и репрезентации. В своем графическом творчестве архитектор синтезирует принципы симультанного кубофутуристического видения и обработки форм с супрематическим изображением, обращаясь к творчеству Малевича и Лисицкого. Графические произведения Заха Хадид одинаково интересны для архитекторов и художников, потому что ее новаторские приемы изображения идентично значительны и в том, и другом профессиональном пространстве, доказывая неразрывную межвидовую связь.
Исследуя те же проблемы, что и остальные деконструктивисты, используя те же приемы, Заха Хадид создает глубоко индивидуальный образ, создавая временной диалог с супрематизмом Малевича и кубофутуристической