2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
Глава 1. ТЕНДЕНЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ
ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННОЙ СРЕДЫ............................18
1.1. Пространствснно-экологичсские аспекты включения архитектуры в целостный контекст окружения...................20
1.2. Анализ мировых тенденций архитектурного формирования природно-антропогенной среды в горных местностях.............40
1.3. Анализ мировых тенденций архитектурного формирования среды
в горно-акваториальных местностях....................... 52
Выводы по 1 главе...........................................62
Глава 2. УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА
С ПРИРОДНОЙ СРЕДОЙ КИРГИЗИИ.............................67
2.1. Природно-климатические и географические особенности региона 67
2.2. Историко-архитектурные условия формирования нриродио-антрогюгенной среды.................................88
2.3. Этногснстические и социально-экономические факторы.....126
Выводы по 2 главе...........................................140
Глава 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ
АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДНОАНТРОПОГЕННОЙ СРЕДЫ....................................145
3.1. Теоретические основы архитектурного формирования природно-антропогенной среды................................145
3.2. Градостроительно-экологические аспекты формирования природно-антропогенной среды Киргизии.......................168
3.3. Архитектурные аспекты формирования объектов природно-антропогенной среды Киргизии................................191
3.4. Формирование дизайна архитектурной среды природноантропогенных «интерьеров» Киргизии.........................206
Выводы но 3 главе...........................................222
Глава 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ ПОДХОДА К АРХИТЕКТУРНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННОЙ СРЕДЫ КИРГИЗИИ........................225
4.1. Градостроительно-экологическая организация мега-пространств ...225
4.2. Архитектурно-экологическая организация мезо-интерьеров.235
4.3. Экодизайнерская разработка интерьера на микроуровнях...240
Выводы по 4 главе ..........................................250
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ......................254
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................259
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................................262
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................283
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В государственной программе развития горных районов на территории Киргизии большое значение придается проблеме формирования городов и других объектов пространственной среды. Решение этой проблемы возможно при взаимодействии природы и архитектуры, гармоничном включении техно- или антропогенных (в той или иной степени изменяемых или создаваемых человеком) архитектурных ансамблей и элементов обустройства среды в целостный контекст окружения. Особая роль в процессе средоформирования отводится рекреационным объектам и комплексам, возводимым, как правило, в наиболее привлекательных местностях горной страны.
Располагаясь на территории Центральной Азии, почти в самой середине Евразийского материка, Киргизия обладает значительными рекреационно-туристскими ресурсами и имеет благоприятные природные условия для масштабного формирования объектов рекреации и туристской инфраструктуры. Па северо-востоке территории страны располагается котловина уникального высокогорного озера Иссык-Куль, на юго-западе -плодородная и живописная Ферганская долина с одним из древнейших в мире 3000-летним городом Ош.
32
оправдано оно лишь функциональными соображениями. Искусственные сооружения, по мнению К.Алмаганбетовой [8], должны подчеркивать красоту пейзажа, согласовываться с ним. Необходимо помнить о том, что природа не нуждается в «украшательстве» разного рода постройками и сооружениями. Строить их приходится, поскольку без них отдыхающим не обойтись. Местоположение некоторых из рекреационных строений целесообразно указывать с помощью опознавательных знаков, но не назойливо, так, чтобы их могли найти те, кто в этом заинтересован, и не замечал тот, кому они не нужны.
Наиболее благодатным во времени «испытательным полигоном» визуальных и конструктивных эффектов формирования городского интерьера в истории архитектуры и градостроительства стала вся великая эпоха средневековья. «Оглядываясь на многие города средневековья, мы видим здания как разновидность общей основы, хотя каждый дом и имеет собственную сущность. Дома построены из сходных материалов и по сходной технологии. Вместе они объединены улицей, и улица эта ведет на площадь (пьяццу), где расположен собор или муниципальное здание -своеобразные символы города, которые видны отовсюду. Планировка средневековых городов не была кем-то запроектирована, более того -создавалась почти стихийно. Но это же способствовало четкому выявлению в структуре города еще и структуры общения. В городе средневековья «стены» и силуэты фасадов домов образовывали структуры улиц, а ключевые пункты этой структуры составляли элементы, которым придавалось звучание метафизического символа, - говорит К.Танге [245, с.4-5], - именно эти две концепции - «структура» и «символ» - вот потери Афинской Хартии. Эти концепции настолько важны, что их содержание следует пояснить путем аналогии с языком речи. Каждое слово имеет свою собственную сущность, но вне связи с другими словами и вся речь теряет смысл. Соединенные
33
определенным образом, слова могут преодолеть свою конкретную материальную природу, а построенные на метафизическом основе — создать поэзию (выделено мною - /О.С.)». Танге приводит далее одно из ключевых положений кибернетики о двух категориях отношения: «Первая из них есть энергетическое или физическое сцепление, другая подразумевает соединение нефизическое - информативное. Обе категории легко рассмотреть на примере интерьера: как здания, так и городской среды. Так, коридор -главный структурный элемент здания, обеспечивающий физическую связь между пространствами. Но это также информативный канал: вдоль коридора в изобилии помещены информационные и коммуникативные указатели кабинетов, квартир и др. В городе роль такого физического и вместе с тем информационного канала отводится улице. Структура может быть представлена цепыо соотношений: между разнообразными функциями и последовательными структурными связями между масштабом человека, масштабом массы людей и современным масштабом сверхчеловеческих пространств, привнесенных современными технологиями; соотношения различных длительностей восприятия тех или иных фрагментов пространства; гармонической взаимосвязи между старым и новым, между природной и антропогенной средой» [245, с.6]. Важнейшей задачей К.Танге считает создание современных символов, которые способствовали бы интеграции различных компонентов в единство города или даже всего общества. Символика на основе пространственных ассоциаций (П.6.1, рис. 1.4-5) исследуется ниже в подразделе 3.1 настоящей работы. Именно под углом структурно-символических соотношений следует рассматривать концепцию городского интерьера, одну из лучших моделей которого представляло собой средневековое градостроительство как на Западе, так и на Востоке. Сегодня практическая реализация этой концепции связана с
- Київ+380960830922