Ви є тут

Монастырское зодчество Беларуси

Автор: 
Слюнькова Инесса Николаевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
270210
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
В 2-х ТОМАХ
ТОМІ
Содержание
Введение..................................................................З
Глава 1 Православные
монастыри.................................................................22
1.1. Древнерусский период и время формирования автокефальной западно-русской церкви: XII - первая половина XV в.....................28
1.2. Эволюция монастырского зодчества и особенност и адаптации форм церковного и светского искусства стран Западной и Центральной
Европы: вторая половина XV - начало XVII в.............................41
1.3. Поиски архитектурной идентичности образа православного
монастыря и храма: ХУП-ХУШ вв......................................... 76
Глава 2. Монастыри орденов
римско-католической церкви................................................131
2.1. Бенедиктинцы. Цистерцианцы. Картузы..................................142
2.2. Францисканцы.........................................................156
2.3. Бернардинцы..........................................................173
2.4. Доминиканцы..........................................................207
2.5. Иезуиты..............................................................232
2.6. Кармелиты............................................................278
2.7. Другие ордена.........................................................2%
Глава 3. Униатские базилианские
монастыри.................................................................307
3.1. Монастыри XVII - XVIII вв.. начало бззилнанского строительства и однонефные бесстолиные храмы..............................................318
3.2. Монастыри XVIII - начала XIX в. и эволюция форхі купольных
храмов....................................................................345
3.3. Мопастыри XVIII - начала XIX в. и эволюция форм бсскупольных
базиликалъных храмов. «Виленскос барокко».................................363
Заключение................................................................395
Библиография
Общие труды. Вопросы теории...............................................404
Храмовое и монастырское зодчество. Церковное искусство.
Архитектура и градостроительство Беларуси.................................406
История церковного строительства Беларуси.................................412
Справочные издания........................................................418
Примечания
Введение..................................................................420
Глава 1...................................................................423
Глава 2...................................................................441
Глава 3...................................................................457
Условные сокращения.......................................................477
3
Введение
Современной i-уманнтарной наукой все более настойчиво ставится вопрос о фундаментальных различиях двух культур, западной и восточной, формирование которых происходило в тесной взаимосвязи с развитием двухполюсного христианского мира, разделенного на западную католическую и восточную православную церковные традиции. Существует мнение, что многообразие веками складывавшихся прочных основополагающих вероучений, как показала история, спорящих между собой, но и питающих друг друга, представляет для будущего по крайней мере два варианта возможного развития. Особая роль в аккумуляции духовных, интеллектуальных, культурных ценностей христианского мира принадлежит монастырям. В этой связи знаменательным фактом является Апостольское послание Папы Иоанна Павла II «Orientale lumen» («Свет востока»). Оно обращает внимание на восточно-христианское монашество и оценивает его как высочайшее из достижений христианства. В разделе «Монашество как образец жизни во святом Крещении» сказано: «На Востоке монашество сохранило большое единство, не познав, как на Западе, образования множества видов апостольской жизци... Помимо того, монашество рассматривалось на Востоке не только как особый образ жизни, свойственный какой-то категории христиан, но, в частности, как отправной пункт для всех крещеных, в меру даров, предложенных Господом каждому, становясь своего рода эмблематическим синтезом христианства... Ярчайшие общие черты, которые объединяют монашеский опыт Востока и Запада, содслывают из нею чудесный мост братства, где прожитое единство расцветает гораздо сильней, чем оно может выразиться в диалоге между Церквами».1
В последние годы интерес к церковному искусству и. в частности, монастырскому зодчеству заметно возрастает. С середины 1990-х годов одна за другой проводятся посвященные монастырям России научные конференции, выставки, выходят в свет научные и справочно-иллюстративные издания.2 Значительный объем изданий о католических монастырях уже долгое время осуществляется на Западе. Во многих странах западной и центральной Европы
78
Подготовленное Киевом ученое православное духовенство, как известно, впоследствии оказывало большое влияние и на церковную жизнь России - в период реформ патриарха Пикона, реформирования русской церкви при Петре 1. Наряду с киевским, одним из самых деятельных братств того времени стало Могилсвскос Богоявленское братство.
Однако существовала и иная сторона реформы. Влияние "европейской учености” обновило не только систему духовного образования, но и проникло в богослужебную практику. Примером может служить известный случай латинских заимствований в чин пресуществления Святых Даров во время литургии, которые вошли в служебники Гедеона Балабана 1604 г. и сохранялись до 1662 г. Более поздний пример исправления вкравшихся в богослужебную практику нововведений связан с деятельностью московского патриарха Иоакима: "Сам он принял пострижение в киевском Межигорском монастыре и, конечно, знал отступления малоруссов от православных обычаев. Еще в 1677 г. он приказал выдрать из псалтыри, что напечатан в Черкасском Новгородке. лист 239 для того, что скгенни в молебне несходны с их же книгами московскими... В 1682 г. Иоаким сделал своею ставроиигиею киевский Межигорскин монастырь... В январе 1688 г. митрополиту киевскому Гедеону запрещено было писаться митрополит "всея Руси"."3
В период управления П.Могилы (1633-1647) был основан ряд новых монастырей, большая часть которых располагалась в восточных землях Беларуси, на территории вновь образованной Могилевской епархии. Митрополит Киевский дал многим монастырям Беларуси, при самом их основании, право исключительной подсудности митрополиту Киевскому, с изъятием их из ведения епархиальных епископов."*
Новое монастырское строительство на этот раз опиралось прежде всего на руководство и поддержку киевского митрополита и братии Кмсво-Псчсрской лавры. Руководству последней поручался основанный Стетксвичами Кутеинский мужской Богоявленский монастырь возле Орши. В свою очередь Кутеинский Богоявленский монастырь стал своего рода региональным епархиальным центром монастырского строительства. Многие вновь образованные монастыри епархии
79
поручались руководству игумена Кутеинского Богоявленского монастыря Иоиля Труцевича, находившегося под послу шничеством патриарха Константинопльского. К организации строительства новой обители нередко привлекали основателей того же Оршанского монастыря Сгепссвичей. Таким образом, новые обители опосредованно, через Кутеииский. подчинялись Киево-Печерскому монастырю. Названному кругу монастырей принадлежали Буйнический Свято-Духовский возле Могилева (1633), Марков Свято-Троицкий возле Витебска (повторно основан в 1633), Кутеииский Успенский женский возле Оршн (1641), Барколабовский Вознесенский возле города Старый Быхов (1641), Тупичсвский Успенский возле Мстяславля (1641).
Другие вновь основанные обители прямо подчинялись Киево-Печерскому: основанный Долматом Свято-Преображепский в Дятловичах (1622) и основанный Стеткевичем, при участии П.Могилы, называвшийся "новопечерским", Троицкий мужской в Прилуках (1635). Под опеку Киево-Печерскою в это время переходили и древние обители Беларуси как, например, Слуцкий Тройчанский (1678) и находившийся в подчинении к нему, вновь основанный СтарчицкиЙ Петропавловский (1670) или Соломсрецкий, переведенный пол управление Кутеинского Богоявленского монастыря (1639). П.Могила приезжал и осматривал монастыри Минска, Могилевской епархии, участвовал в освящении храмов, в частности, он посетил и осмотрел Кутеииский и Буйнический монастыри и остался доволен их устройством, о чем писал в 1644 г.'”
Важную роль в монастырском строительстве Беларуси в это время также сыграл известный церковный деятель того времени Сильвестр Коссов. Родом из Витебского воеводсгва, он в течение ряда лет возглавлял кафедру философии в Киево-Могнлянской коллегии, по поручению Могилы составил "Патсрикон". В 1635 г. Коссов получил от короля Владислава IV привилегию на епископство во вновь образованную Могилевскую епархию (1635-1647), а после кончины Могилы сменил его на митрополичьей кафедре (1647-1657). продолжая при этом у правлять белорусской епархией.
Западно-русская церквь, при слабом значении в то время константинопольского патриарха, обладала значительной независимостью. Она