Ви є тут

Истоки формообразования пространственных стереотипов в архитектуре Китая эпохи Чжоу : XI - III вв. до н.э., среднее и нижнее течение реки Хуанхэ

Автор: 
Шевченко Марианна Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276853
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление,
І
Предисловие. Общая характеристика работы....................................1
Введение. Религиозно-философское мировоззрение древнейшего
Китая и его отражение в архитектуре династии Чжоу.................8
Первая глава. Особенности формо- и стилеобразования
в архитектуре эпохи Чжоу.........................................23
1.1 Вопросы творческих методов зодчих............................23
1.2 Строительные материалы и конструкции.......................28
1.3 Зарождение китайской системы консолей доу-гун................45
Выводы...........................................................48
Вторая глава. Анализ общих структур комплексов и
планировки отдельных зданий и сооружений.........................51
2.1 Западное Чжоу (1046 г. до н.э.-771 г. до н.э.)...............51
* 2.2 Чуньцю (770 г. до н.э. - 476 г. до н.э.).....................63
2.3 Чжаньго (475 г. до н.э. - 221 г. до н.э.)....................68
Выводы...........................................................78
Третья глава. Анализ объёмно-пространственных композиций на основе
графических реконструкций внешнего облика зданий.................83
3.1.Сопоставительный анализ имеющихся реконструкций 83
3.2. Графическая реконструкция храмового комплекса
в районе Юньтан.................................................102
Выводы..........................................................107
Заключение. Основные выводы и результаты исследования.
Преемственный характер развития китайской архитектуры 109
Приложения.
^ Словарь китайских терминов, использованных в диссертации... 114
Древнекитайские трактаты, упоминаемые в тексте..................119
Библиография..............................................................122
Предисловие. Общая характеристика работы.
Актуальность исследования.
Работ, исследующих истоки формообразования пространственных стереотипов древнекитайской архитектуры в их связи с мировоззрением и преемственностью традиционной архитектуры Китая, практически нет. В связи с этим есть возможность обобщить накопившийся материал по истории архитектуры династии Чжоу и на этой основе исследовать возникновение пространственных стереотипов, определивших все последующее развитие китайского строительного искусства.
Цель исследования:
■ Проследить формирование древнейших пространственных стереотипов в архитектуре Китая эпохи Чжоу (ХЫН вв. до н.э.).
■ Вскрыть принципиальные основы преемственного развития пространственных стереотипов в архитектуре Китая последующих династий.
Задачи исследования:
■ Изучить особенности дворцового и культового зодчества династии Чжоу, используя данные археологии, описания в древних текстах и изображения на бронзовых сосудах.
■ Выявить характер применяемых строительных материалов и конструкций, способы возведения построек, раскрыть аспекты творческих методов архитекторов.
■ Сопоставить имеющиеся на сегодняшний день графические реконструкции исследуемых комплексов и отдельных зданий; дополшггь их авторскими реконструкциями, выполненными на основе новейших археологических данных.
Предмет исследования: процессы формообразования
пространственных стереотипов в архитектуре Китая эпохи Чжоу и дальнейшее влияние этих стереотипов на преемственное развитие строительной культуры последующих династий.
Объект исследования: архитектура Китая династии Чжоу ХЫИ вв. до н.э.
критиковалась конфуцианская позиция патерналистского типа государства, в котором правитель был отцом для народа. Идеолог легизма Шан Ян, кроме того, выдвинул идею нравственного перевоспитания народа, лишения его культурных и духовных ценностей, которые являлись препятствием полного его подчинения. Именно легисты стали инициаторами массового сожжения конфуцианских книг в династию Цинь (221-206гг. до н.э.). Усиление позиций отрицавшего традиции легизма в царстве Цинь в конце периода Чжаньго во многом объясняет внезапное появление новаторских приемов в планировке и объемно-пространственной композиции комплексов, как например, во дворцах в районе города Сяньяна.
С приходом к власти легистов, а в особенности после свержения династии Чжоу и воцарения династии Цинь начинается новый период истории архитектуры Китая. Император Цинь Ши-хуан вошел в историю как один из самых неистовых монархов-строителей. Хотя кроме скудных остатков до наших дней от того времени ничего не дошло, китайские исторические произведения дают подробные описания различных замыслов, которые он провел в жизнь. Император был неограничен в своей власти и недосягаем в своем величии. Он нуждался в адекватном выражении такого своего нового положения, и лучшим средством для этого стала архитектура. Уже одно число построек, возведенных в то время, впечатляет. Было построено около 700 дворцов, 270 из них находились в непосредственной близости от новой столицы Сяньяна на территории нынешней провинции Шэньси. Главный дворец Цинь Ши-хуана в Эфане, который был расположен в заповеднике южнее реки Вэй, имел огромные размеры, но он так и не был закончен. Самым значительным его замыслом было сооружение Великой стены. Цинь Ши-хуан повелел соединить друг с другом отдельные стены, которые были построены уездными княжествами предыдущих столетий для защиты от северных народов, и связать их в единую Великую стену.
Выше говорилось о том, что вначале легизм оказал действительно сильное воздействие на укрепление государства. Цинь даже достигло такого
могущества, что смогло покорить и объединить всю Поднебесную, чем в 221
г. до н.э. положило конец многовековой династии Чжоу. Однако вследствие злоупотребления властью, чрезмерных затрат на строительство роскошных резиденций для первого императора Цинь Ши-хуана, возведения Великой Китайской стены и перенапряжешм простого народа, официальный легизм пал вместе с недолго существовавшей династией Цинь1.
Ко II в. до н.э. во времена династии Западное Хань (206 г. до н.э. - 25 г. н.э.), по мере усиления бюрократии при дворе вновь возрождается интерес к конфуцианству. Бюрократии нужна была идеология, которая обосновывала бы ее право на власть в стране. В этих условиях легизм, постоянно ограничивавший роль чиновничества, уже не мог рассчитывать на победу. На смену ему в качестве официальной идеологии приходит конфуцианство, но оно не было простым слепком учения Конфуция, оно представляло собой синтез идей Конфуция, Лао-Цзы, а также испытало огромное влияние легизма, особенно в аспектах системы управления государством2.
С возведением конфуцианства в ранг официальной идеологии в Китае возвращается интерес к древним текстам и традициям. Соответственно, усиливается и интерес к древней архитектуре и ее канонам, зафиксированным в древних трактатах «Као-гун-цзи», «Ли-цзи», «Чжоу ли», «И-ли», «Цзочжуань» и др. Многие формы и приемы архитектуры династии Чжоу были переняты и канонизированы ханьской династией. Именно поэтому изучение архитектуры династии Чжоу представляет особый интерес, так как это время зарождения вековых архитектурных традиций Китая.
1 Мсликсетов А.В.; 1998; с.118-119.
2 Кроль Ю.Л., 1993, с.123