• г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................... 2
Глава 1. Образно-пространственное становление Сталинграда......... 10
1.1. Формирование социалистических городов в Сталинграде
в 1929-193 5-е годы.......................................... 10
1.2. Архитектурное развитие Сталинграда в 1935-1955-е годы. От идеи города-организма к идее города-монумента.................... 20
Выводы по первой главе............................................ 27
Глава 2. Архитектурное формообразование в контексте советской идеологии 1930-195 0-х годов......................................... 28
2.1. Идеологические установки и пространственные построения в со- . ветской архитектуре......................................... 28
2.2. Основные образные темы советской архитектуры и их пространственное воплощение........................................... 58
Выводы но второй главе ........................................... 72
Глава 3. Формообразование в Сталинграде как развёртывание основных образных тем и концепций советской архитектуры 1930-1950-х годов 75
3.1. Профессиональные и массовые представления о городе в концептуальном проектировании Сталинграда 75
3.2. Пространственное формирование Сталинграда и становление типов . городской среды ........................................... 103
3.3 Объемно-планировочные типы зданий и основные образные темы
архитектуры Сталинграда..................................... 133
Выводы по третьей главе ......................................... 169
Заключение....................................................... 174
Библиографический список использованной литературы .............. 181
Приложения....................................................... 199
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследование направлено на изучение особенностей пространственного развития Сталинграда и его ключевых архитектурных сооружений в историческом и культурном контексте сталинской эпохи. В данной работе архитектурное развитие Сталинграда рассматривается как процесс формирования многослойной структуры, в которой одновременно функционируют целостные системы смыслов разных пространственно-временных и масштабных уровней. Сталинграду, как городу носящему имя вождя, уделялось в советской архитектуре данного периода особое внимание. На примере его развития можно полностью проследить эволюцию формообразования советской архитектуры 1930-1950-х годов.
Реконструкция Сталинграда 1930-1950-х годов стала значительным явлением в советской архитектурной практике, особенно в послевоенный период, когда восстановление города воспринималось как общенародное дело. Центр Сталинграда представлял собой один из наиболее ярких и практически полностью реализованных образцов фадостроительного искусства того времени. Современный Волгоград1 - это не только значительный памятник архитектурного мышления середины XX века, но и уникальный пример сложившейся линейной градостроительной структуры, считающейся наиболее перспективной системой расселения XXI века2.
Изучение закономерностей архитектурного формообразования Сталишрада рассматривается автором как один из шагов на пути к построению новой концепции истории отечественной архитектуры и градостроительства XX века.
Актуальность изучения особенностей архитектурного формообразования в Сталинграде в 1930-1950-е годы связана с тем, что результаты данного процесса в значительной мере определяют современный облик Волгограда, являясь одной из главных составляющих его культурной идентификации. В настоящее время ведутся активные поиски нового образа города (конкурсы на застройку центральной набережной; реконструкцию поймы реки Царицы, 2008; новый брэнд, г. Волгограда, 2004). Активность современного этапа реконструкции города обу-
'В 1961 году Сталинград (до 1925 гола город Царицын) был переименован в Волгоград. ?И.Г.Лсжава, К.П.Пчельников, М.В.Шубснков.
23
проекте Ленинградского отделения Гипрогора (1939). Структура формируемой городской ткани в данном проекте репрезентирует завершенность модели сталинской культуры и ее замкнутость на собственный центр. Выстраивается строгая иерархия городских пространств. Генплан Сталинграда 1939 года рассматривается автором как детальная разработка модели образцового советского города, основными прототипами для которого становятся парадные классицистические ансамбли.
Образ предвоенного Сталинграда в основном определяется темой «города-крепости». Кварталы формируются в виде сплошной периметральной застройки. Развертки по улицам Коммунистической, Ново-Советской, Рабоче-Крестьянской (1940-1941), предстают как непосредственное архитектурное выражение основных интенций эпохи, противопоставляющей себя «капиталистическому хаосу» и выстраивающей неприступные границы. Варианты Сталинградского Дома Советов (С.Меркуров, 1940), выполненные в рамках детализации проекта 1939 года, становятся практически буквальной иллюстрацией письма сталинградцев
•Г
И.В.Сталину: «Помня Ваши указания о капиталистическом окружении и необходимости держать наш народ в состоянии мобилизационной готовности, мы превратили города и села в неприступные цитадели обороны1. Врагу никогда не переступить священные рубежи нашей земли»2. Этот текст показывает, что сталинская эпоха уже полностью сформировала свой «мифический комплекс»: «Нам уже видны огни коммунизма. Веди нас к ним, великий богатырь человечества!»'. Соответственно архитекторы предлагали варианты образно-простраиствсниого воплощения этого «мифического комплекса»
Тотальная мифологизация жизни советского человека вытесняет идеи социального переустройства с помощью архитектурно-планировочных средств на периферию профессионального сознания. Акценты постепенно смещаются с жизнестроительных концепций соцгорода и соцрасселения (1929-1932) к парадно-репрезентативным идеям «города-организма» (1935-1941) и «города-монумента» (1943-1955). Идеи «город-организм» и «город-монумент» последовательно формировались в русле основ-
‘Ср. проект Сталинградского Дома Советов, С.Меркуров, 1940.
^Товарищу И.В. Сталину (письмо трудящихся Сталинграда)//Сталинградская правда. -1939. - 21 декабря. 3Там же.
24
ной градостроительной концепции сталинской эпохи - «город-ансамбль».
В связи с этим в архитектурном развитии Сталинграда 1930-1950-х годов необходимо различать два этапа довоенный и послевоенный. До войны общий ход проектирования в градостроительстве шел от общего к частному, от образно-пространствен лого воплощения идеологии социалистического проживания к идее города-организма, призванного стать «памятником эпохи» и постепенно отождествлявшегося с отдельными зданиями-символами. В послевоенный период направление градостроительной реализации проектных поисков архитектурного образа эпохи велось от строительства отдельных монументов к городским ансамблям и городу в целом, т.е. в противоположном направлении от частного к общему.
Как в довоенный, так и в послевоенный период «социалистический город должны были отличать целостность, единство и всеохватность замыслов «от города в целом до последнего здания», в отличие от капиталистического города, проект которого «только сумма отдельных архитектурных и технических проектов, не связанных между собою в одно органическое целое». Нужна не безразличная «сетка» города, а крепкий композиционный «скелет», и не просто скелет, а законченный живой организм» [Цит. но 131, С.22].
Пространственная структура города иерархизируется и как бы одушевляется, поскольку там, где появляется живой организм, возникает и «одушевленное пространство. [См. 255, С.36].
В сталинской архитектуре в основе понимания города как живого организма лежала не идея естественного развития города как места, обеспечивающего протекание социальных процессов, а мифологическое отождествление города с живым телом, идеально целостным в своей завершенности и протекание процессов жизнедеятельности которого должно быть сокрыто за совершенством внешней формы.
В соответствии с этим в основу проектирования пространства образцового советского города предвоенного периода был положен принцип моноцентрической иерархии, а архитектурный образ приобретал замкнутый, статичный характер. Архитектурное проектирование в Сталинграде предвоенного периода основывалось на разработке его генплана как модели образцового советского города, а До-
- Київ+380960830922