Ви є тут

Архитектура православных храмов на востоке Азии : начало XVIII - первая половина XX вв.

Автор: 
Масленникова Диана Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277057
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..............................................4
Глава I. Исторический анализ русского православного
храмового строительства на востоке Азии
1.1. Деятельность Русских Духовных миссий на востоке
Азии...........................................13
1.2. Возникновение основных типов православных церковных построек в Китае..............................25
1.3. Русский православный храм в образе и структуре
зарубежного города.............................34
Глава II. Архитектурно-планировочные и обьемно-простраиственные композиции православной архитектуры в Китае
2.1. Анализ архитектурно-планировочной структуры
монастырей Пекинской Русской Духовной миссии............................................45
2.2. Особенности строительства церквей-школ на станциях Китайской Восточной железной дороги........60
2.3. Объемно-пространственная композиция храмов и
часовен........................................70
Глава III. Стилистика и символика русских церковных сооружений на востоке Азии
3.1. Русские храмы в Китае как символы России 91
3.2. Стилистические особенности храмов...............99
3.3. Отличительные черты православного церковного
зодчества в Японии (конец XIX - начало XX вв.).................................121
3
Заключение........................................13 1
Приложение........................................135
Библиография......................................141
Иллюстрации.......................................156
17
в Среднем и Южном Китае. Далеко не во всех подворьях имелись специально построенные здания церквей. Например, в городах Маниле, Гонконге, Кантоне и Макао функционировали лишь молитвенные дома, устроенные в приспособленных зданиях” [66, с. 704].
Наряду с тем, что Русская Православная Церковь имела свои представительства за рубежом, существовал и обратный процесс образования миссионерских представительств в российских столицах. Например, подворье греческого Афонского монастыря и Императорское Православное Палестинское общество в Санкт-Петербурге, возникшие в 1882 г. в связи с созданием Русской Духовной миссии в Иерусалиме.
О государственной значимости деятельности российских миссионеров в Китае свидетельствовало и образование Пекинского подворья в Санкт-Петербурге, на территории, принадлежавшей Российской Духовной миссии (ныне ул. Воронежская, д. 110). В конце XIX в. стараниями епископа Миссии Иннокентия Переяславского было основано подворье Пекинской Духовной миссии и в Москве. Пекинское подворье в российской столице являлось связующим звеном между Россией и зарубежьем, из него осуществлялось руководство деятельностью Миссии в Китае, посылались различные сообщения, отправлялись на службу священники. Из Китая в Санкт-Петербург направлялись ежегодные отчеты о деятельности миссионеров. “При подворье имелся небольшой приют для китайских детей, проходивших обучение в Петербурге”, - отмечает в своей статье Крадин Н.П. [70, с. 27].
Об успешных результатах существования Духовной миссии свидетельствовал тот факт, что на территории Санкт-Петербургского подворья Пекинской Православной миссии в 1910 г. состоялась закладка каменного храма очень больших размеров по проекту епархиального архитектора Аплаксина А.П.. Первоначально в 1902 г. на участке в Санкт-Петербурге, приобретенном Пекинской Духовной миссией, была по-
18
строена и освящена часовня, к концу этого же года был выстроен храм в честь Казанской иконы Божией Матери [146]. Еще один храм на территории Санкт-Петербургского подворья Пекинской Духовной миссии, храм во имя Архистратига Божия Михаила в неорусском стиле освятили в 1911г. Данный храм наделялся мемориальной функцией, поскольку он сооружался в память 100-летнего юбилея избавления России от нашествия наполеоновской армии. Изображение внешнего вида храма было опубликовано в “Отчете о деятельности комитета по постройке храма при Санкт-Петербургском подворье Пекинской Православной миссии” за 1912 г. (рис. 1.1.5).
Пекинское подворье в столице стало главным заказчиком проектирования и сооружения православных храмов, монастырских подворий и часовен в Китае. Церковное строительство велось под наблюдением Санкт-Петербургского Строительного комитета вплоть до начала XX в., когда в 1917 г. связь Российской Духовной миссии в Китае с Московской Патриархией прервалась. Русские священнослужители перешли в подчинение Зарубежной Православной церкви. В Китае решением Зарубежного Архиерейского Синода была образована сначала Пекинская (1919 г.), а затем и Харбинская (1922 г.) епархии. Таким образом, с этого времени Русская Духовная миссия в Китае стала иметь два административных центра: в Харбине и в Пекине [196].
Эмигрантский период, начавшийся после 1917 г., характерен превращением Пекинской Духовной миссии в церковно-общественный центр многочисленной русской диаспоры в Китае и на Дальнем Востоке. В это время (1917-1940 гг.) деятельность Духовной миссии сосредоточилась на помощи соотечественникам, общее число которых, по разным источни-