ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение ...................................................... I
Глава I
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В БАССЕЙНЕ р. ОНЕГИ
Раздел I. Особенности историко-архитектурного наследия
сельских поселений ............................................ 12
Раздел 2. Ландшафтно-композиционные особенности сельских
поселений..................................................... 28
Глава П
ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ СЕЛЬСКОГО РАССЕЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСЛЕДИЯ НАРОДНОГО ЗОДЧЕСТВА Раздел I. Отечественный опыт и практика социалистических стран в области реконструкции сельского расселения, использования памятников народной архитектуры....................... 47
Раздел 2. Сложившаяся структура и перспективы развития
сельского расселения в бассейне реки Онеги ................ 71
Глава Ш
СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Раздел I. Сохранение историко-архитектурной целостности
территории края................................................. ............................................ 91
Раздел 2. Пути сохранения историко-архитектурных комплексов поселений ................................................108
Выводы........................................................133
Библиография
Примечания
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Вопросы сохранения и использования наследия народного зодчества в сельской местности находятся в русле возросшего интереса к судьбам историко-культурных ценностей в условиях интенсивного развития населенных мест и регионов страны, обладающих богатыми традициями народной культуры.-^ Нарастающие темпы реконструкции исторически сложившихся аграрных районов требуют разрешения вопросов о месте и судьбе памятников народного зодчества в современном территориальном комплексе. Хозяйственное развитие Северо-западного региона Европейской части СССР, представляющего собой уникальный историко-культурный комплекс, выдвигает в качестве первоочередной задачи всесторонний учет памятников культуры, разработку концепции их использования в комплексных планах развития территории. Между тем в имеющихся теоретических работах вопросы реконструкции сельских поселений и сельских территорий с учетом историко-архитектурного наследия разработаны недостаточно. Это особенно заметно цри сравнении подхода к решению этих проблем для городских условий и в связи с определением путей развития городских систем.
Дальнейший подъем сельской культуры во многом связан с выявлением и сохранением художественной индивидуальности отдельных территорий и поселений. Красота русского Севера, где эпическая природа.и творения народных мастеров воплощают национальные представления о гармонии, мире, имеет общенародную и общечеловеческую значимость. Облагораживающее, одухотворяющее воздействие памятников народного зодчества и красивых пейзажей приобретает
I) В октябре 1976 г. был принят новый закон "Об охране памятников истории и культуры", внесена соответствующая статья в Конституцию СССР. В соответствии с законом СССР Совет Министров СССР 16 сентября 1982 г. утвердил "Положение об охране и использовании памятников истории и культуры".
- 21 -
(1670), Ошевенске (1648), Ольховце (1690), Бережной Дуброве (1679), Турчасовё (1647), Шалакуше (1684), Шуреньге, Ухте (1660), Павловской (1659), Усть-Коже (1695).
Строительная деятельность продолжается в Ш1 веке: в Астафьеве, Шелексе, Красной Ляге, Подпорожье (1727), Тихманге (1744), Троице (1744), Большой Шалге (1745), Верхней Чурьяге (1756), Лядинах (1761), Ошевенске (пооле 1716), Вазенцах (1789), Турчасове (1795) (см. прим. 10).
В ХУШ веке происходит обновление крупных ансамблей, сложившихся к началу ХУП в.: в Лядинах (1761, 1793), Верхней Чурьяге (1756, 1767), Ольховце (1758), Бережной Дуброве (1750), Троице (1744,
1799), Усть-Моше (1769), Шелексе (1792), Подпорожье (1757), Сйьг-ском (1750, 1757)^
Наряду с деревянными возводятся первые (в сельской местности) каменные церкви (Бережная Дуброва, Троица). В этот период строятся ансамбли деревянных церквей в волостях Большой Бор, Архангело.
Активная строительная деятельность несколько ослабевает в XIX веке. Строительство идет в основном по пути замены деревянных храмов каменными, развития уже существующих ансамблей за счет возведения рядом каменных церквей, реже - деревянных.
Каменные церкви строятся в волостном центре Большая Шалга, Астафьево, Усть-Моше^, Усть-Кенском погосте“^, Шалакуше, Кречето-ве; деревянные - в Шуреньге, Бережной Дуброве, Вазенцах, Мудрьюге, Надпорожье, Порожском, в Ямецком погосте, Прилуках,^ Клещеве.^
Таким образом, существующие сегодня ансамбли погостов и центров волостей представляют собой последовательное и преемственное развитие традиции архитектурно-пространственной организации терри-
1,2) Места нахождения обследованы автором.
3,4) Автором найдены архивные фотографии этих построек.
- 22 -
тории и групп поселений.
Сложившиеся ко второй половине XIX века ансамбли сельских центров в совокупности образуют очень разнообразную по своему составу типологическую картину (см. прим. II).
Существенным является то, что в подавляющем большинстве ансамбли центров групп, деревень, волостей, погостов развивались либо на местах более древних ансамблей, либо возникали в уже сложившейся к ХУІ веку группе поселений (волостке). Ряд погостов до ХУІ-ХУП вв. представлял собой укрепление - убежище - острожек: место, где хранилось волостное добро, находились официальные учреждения и стояли осадные дворы, клети, амбары. Там же могли находиться кабацкие дворы, поповские дома, друтие постройки. В остроге хранились запасы волостного (общинного) зерна на случай неурожая (см. прим. 12).
Традиция окружать погост рубленой оградой, по своему типу соответствующей древним укреплениям^, с башнями по углам, клетями внутри характерна для большинства ансамблей погостов и волостных центров. Поэтому ограда была важным элементом ансамбля центра.
Кроме функции ограждения (уже, безусловно, только культового общественного центра), рубленые ограды погостов служили своеобразными торговыми радами. В них устраивались специальные перерубы и проемы для ярмарочной торговли
Ансамбли поселений в бассейне Онеги в качестве культовых объектов включали, как правило, часовни. Особенностью этой части се-
1) Кольский острог (1704 г.). Сумской острог, Братский острог, Илимский острог и да . в сравнении с оградами Овевенского, Саунин-ского, Спасского, Шальгского, Почозерского погостов (не сохранились, обследованы и реконструированы автором с привлечением материалов, опубликованных в кн. Известия императорской археологической комиссии, вып. 52, СПб, 1914).
2) Древность этого приема подтверждает сопоставление с изображением подобных рядов на Тихвинском плане (изображение Тихвинского посада) 1678 г. На нем можно видеть ограду-ряды, полностью соответствующую оградам Печозерского, Ошевенского, Спасского погостов.
- Київ+380960830922