ОГЛАВЛЕНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ВЫСОТНОЙ ЗАСТРОЙКИ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ 10
1.1. Исторические прототипы небоскрёба и «башенного города» 10
1.2 Концепция «высотности» 14
1.3 Феноменологические и мифопоэтическне смыслы
высотной застройки 19
1.4 Североамериканское преломление «идеи города» 28
Выводы по первой главе 34
Глава 2.
ВЫСОТНАЯ ЗАСТРОЙКА СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО ГОРОДА
КАК ОБЪЕКТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 36
2 1. Роль высотной застройки в формировании архитектурно-
художественного образа города 36
2.2. Основные принципы эстетического анализа высотной застройки 47
2.2.1. Ансамбль и коллаж как основа построения
градостроительной формы 47
2 2.2. Сравнительный анализ понятий, описывающих
облик города 57
Выводы по второй главе 65
Глава 3.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СКАЙЛАЙНА 67
3.1. Основные этапы формообразования высотной застройки 67
3.2. Зарождение современного небоскреба 69
з
З 3 Возрастание символической значимости скайлайна в период Ар-деко 76
3 4. Индустриально-технологический символизм
Интернационального стиля 82_
3.5. Обогащение спектра значений скайлайна в период после Модернизма
Выводы по третьей главе 104
Глава 4.__________________________________________________
СОВРЕМЕННЫЙ СКАЙЛАЙН ГОРОДОВ___________________________106
4 1 Объемно-планировочные особенности высотной застройки 106
4.2. Архитектурно-художественное строение высотной застройки 119
4.3. Пространственные и временные точки зрения на даунтаун 126
4.4. Символико-репрезентативная роль небоскребов
в архитектурно-художественном образе городов 135
Выводы по четвертой главе 142-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
БИБЛИОГРАФИЯ 150
ПРИЛОЖЕНИЕ I.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
О РАЗВИТИИ РАССМАТРИВАЕМЫХ ГОРОДОВ США Ш
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ ТАБЛИЦЫ
165
21
другие объекты оказывают влияние на людей, нередко играет решающую роль. Примерами могут служить классики русской литературы, фильмы Альфреда Хичкока и Андрея Тарковского, фотографии Уолкера Эванса, или же живопись: от средневековых миниатюр до пейзажей Эдварда Хоппера» [140, с. 451]. Необозримые ландшафты, открывающиеся с высоких точек, обычно связывают с возникающими ощущениями свободы (или отсутствия укрытия); романтические сельские виды с одинокими церквами вызывают сентиментальность; сумрачный фон каменных городсюгх трущоб - чувства беспокойства, безысходности и т. д,
Голландский исследователь Т. Льювен связывает характер небоскрёбов с глубинными первичными, а также примитивными смыслами зодчества, поддерживает происхождение современного даунтауна из внутренне присущих человеку инстинктивных стремлений. Первый «истинный небоскрёб», по его словам. был явлением спонтанным и неописанным и, находясь в позиции неопределенности первобытного города, он становится маяком в переходном пространстве от хаоса к порядку [129, с. 30).
Феноменологический смысл небоскреба выражается, например, в такой тектонической «игре», как возведение башни из карт. Действительно, формальные свойства даунтауна, который характеризуется сложным и нерегулярным построением объемов, позволяют причислить его к широкому спектру явлений, включающих, наряду со средневековыми городами и природными ландшафтами. также «чистое сознание» башенного нагромождения детских кубиков или «замков» из песка
Примитивная башня из кубиков, по нашему мнению, служит наиболее иллюстративным примером. Она определенным образом упорядочена (все элементы имеют модуль) и разнообразна (элементы отличаются по цвету и форме). Башня, благодаря возвышающейся форме, вскрывает феноменологический
ляется обнаружение сущности вещей.
смысл явления, так как представляет собой сошдительпый утверждающий жест. Она выполняет требование определенных усилий для поддержания вертикального состояния, которое означает жизненную активность и силу по сравнению с менее «энергоемким» горизонтальным положением, символизирующим спокойствие и отдых Это противопоставление отражается в оппозиции «природа- культура». В трактовке В Н Топорова «Природа тяготеет к горизонтальной плоскости, к разным видам аморфности, кривизны и косвенности, к связи с низом (земля и вода), культура - к вертикали, четкой оформленности, прямизне, устремлённости вверх (к небу, к солнцу)» (69, с. 216].
Концепт высотности соответствует в феноменологии идее роста - природной интенции и естественной цели человека и всего живого. Социальный характер человека - сплочение, объединение действий - выражается в концентрации, сосредоточении людей, форм жизненной активности и зданий в юроде.
В даунтауне как в своеобразной модели общества небоскрёб «стремится самоутвердиться» при помощи своей высоты, индивидуальной формы, фактуры, цвета также как «на балу» или маскараде человек испытывает инстинктивную потребность выделиться среди других посредством характерной одежды, макияжа, прически, поведения Поскольку нельзя «на других посмотреть и себя показать», оставаясь при этом в стороне, небоскрёбы собираются в группы. Феномен скопления небоскрёбов во многом объясняется «коммерческой агорафобией», ведомой на первый взгляд наивным, но довольно распространенным аргуме»гтом «быть там, где все».1 Историко-смысловой ключ к данному' явлению дает .Альбрехт Дюрер «я видел в воскресенье большую процессию из церкви Богоматери в Аиторфе 1Антверпене|, здесь собрался весь город, люди всех ремёсел и сословий, все одетые по-праздничному, согласно своему сосло-
1 Примечателен с этой точки зрения пример, когда застройщик в Нью-Йорке опасался осваивать участок стоимостью 0,3 млн. $/ кв. м, посчитав, что он чудовищно изолирован от основной концентрации офисных зданий, хотя он был удален от нее всего на два квартала и предпочел более тесное соседство, но с
- Київ+380960830922