Содержание
Введение...........................Г..................................2
Глава 1.. «Социо-культурный контекст формотворческих поисков второй половины 1950-х - начала 1960-х годов»........................10
» * I »
« > .
1.1.Причины и последовательность изменений принципов формообразования в архитектуре середины 1950-х годов..................................10
1.2. Изменение архитектурной направленности середины 1950-х годов в международном контексте, (между Г и V конгрессом МСА)................25
1.3. Новые критерии художественной ценности в архитектуре и
общественном миропонимании эпохи «оттепели»..........................36'
Глава 2 «Проблема выбора территории для Всемирной выставки 1967 года в Москве (дискуссии 1961-1962гг.) в контексте градостроительных
тенденций рубежа 1950-х- 1960-х годов»...............................49
2.1. Основные направления развития архитектурно-планировочной мысли в СССР второй половины 1950-х-начала. 1960-х годов.....................49 '
2.2 Градостроительная ситуация в Москве на период проектирования Всемирной выставки. Влияние проектных разработок для Всемирной выставке на последующее градостроительное развитие Москвы............63
2.3 Варианты размещения Всемирной выставки 1967 в
Москве...............................................................74
Глава 3. «Проектные предложения планировки территории и архитектуры Всемирной выставки 1967 года в Москве (конкурс 1961 -1962 гг.)»...........................................................87
3.1 Условия, задачи и задания проектирования выставки в Москве.......87
3.2 Поиск современной структуры планировки территории Всемирной выставки в Москве....................................................98
3.3. Поиск нового образа в архитектуре павильонов Всемирной выставки
1967 года в Москве.................................................115
Заключение и выводы.................................................131
Источники и литература по теме..................................... 135
Введение
Актуальность исследования:
В начале XXI века появляется потребность в целостной системе знания об отечественной архитектуре предшествующего, XX столетия. Архитектура десятилетия на рубеже 1950-х - 1960-х годов, как часть этой системы, представляется наименее изученной по сравнению с другими периодами. Выбранный для исследования отрезок времени, но мнению автора, самоценен, но наряду с этим он интересен как в качестве методического преемника гораздо более изученного периода 1920-х годов, так и в качестве одного из переходных к современной нам архитектуре этапов.
Однако если 1920-е годы принято рассматривать в первую очередь как время интереснейших социально-градостроительных и формотворческих экспериментов, шестидесятые - зачастую воспринимаются как не слишком удачный * опыт глобальной типизации и перехода к массовому индустриальному домостроению, что значительно сужает возможный круг знания об этом времени, а главное - ограничивает возможности выявления в полной мере ценностей его архитектурного наследия.
Действительно, поставленная в середине 1950-х годов задача экономии и типизации регламентировала деятельность архитекторов жесткими рамками экономических ограничений, таким образом лишая их в значительной степени права на свободное творчество. Участие в проектировании Всемирной выставки, напротив, давало архитекторам новые возможности для творческого поиска и даже . требовало от них целенаправленного поиска новых, нестандартных решений в формообразовании и градостроительстве. Именно поэтому тщательное изучение конкурсных проектов Всемирной выставки в Москве дает едва ли не уникальную возможность получить полноценное представление о тенденциях развития и потенциале архитектурной мысли того времени.
3
второй половины пятидесятых годов: «Стройка дома должна все больше и больше превращаться в сборку строительных деталей... Единственный выход - в механизации, в индустриализации нашего строительства, в развитии производства строительных деталей, в таком развитии промышленности строительных материалов, которое бы все более и более давало для строек готовые элементы домов»'.
Речь Н.С. Хрущева в 1935 году звучала так: «...необходимо признать, что ряд архитекторов несколько увлекся внешней стороной дела и нередко заботится лишь о том, чтобы дать красивый фасад, красивую картинку. Вопросы конструкции дома и внутренней планировки квартир отодвигаются некоторыми на задний план. Это большой недостаток.
До сих пор, к сожалению, при оценке достоинств того или иного архитектора совершенно не принимается во внимание, во что обошелся кубометр зданий, построенных но его проектам. В результате, надо сказать прямо, архитекторы часто не думают о стоимости жилищ, которые проектируют, не заботятся о советской копейке и совершенно отрываются от вопросов экономики..Это вредное явление надо ликвидировать»8.
Однако Н.С. Хрущев не был единственным «пророком в отечестве» второй половины тридцатых годов. Так, в июне 1938 года было выпущено постановление Совета народных комиссаров СССР «О типовых проектах яслей и родильных домов», в котором указывалась необходимость «утвердить типовые проекты, предусматривающие значительное упрощение и удешевление строительства». Проекты, «содержащие излишества» (уже здесь возникает это определение, ставшее после 1954 года своеобразным «ярлыком»), названы в этом документе «неправильными и содержащими вредительские извращения»9.
В упомянутом постановлении вопрос удешевления строительства и отказа от излишеств относится не к жилым, а к административным зданиям.
7 там же
s там же, с 20
0 Постановление СНК СССР «О типовых проектах яслей и родильных ломов»// Собрание постановлений и распоряжений правительства ССР за 1938г., М., 1945г., стр. 501
13
Однако уже в следующем, 1939 году было выпущено постановление СНК СССР, касающееся непосредственно жилищного строительства. Оно так и называлось: «О типовых проектах жилищного строительства». Наркомату по строительству было поручено «разработать проекты типовых секций 4 и 5-этажных жилых домов с шириной корпуса 14-18 метров для массового строительства... При разработке типовых проектов массового строительства предусмотреть проектирование жилых секций с квартирами небольшой площади. Обязать не допускать при проектировании ничем не оправданных архитектурных излишеств (высокие парапеты, фронтоны, излишне большие карнизы, высокие арки, лоджии и т.п.). Устранить излишества в санитарных нормах»10. Если не знать даты выхода Постановления, очень легко принять его за документ второй половины 1950-х годов. Этот документ 1939 года вполне может считаться «предвестником панельных пятиэтажек».
В августе того же года вышло еще одно постановление СНК СССР -«Об утверждении Устава Академии архитектуры Союза ССР», в котором указывалось, что Академия архитектуры «разрабатывает важнейшие практические проблемы архитектуры массового строительства (типизация, стандартизация, применение новых строительных материалов и деталей, изготовляемых индустриальным способом, и т. д.)»11.
Аналогичных документов в конце 1930-х годов выпускалось
*
множество, что свидетельствует о серьезной постановке этой проблемы удешевления строительства в этот период на законодательном уровне.
После Великой Отечественной войны проблема удешевления стоимости строительства по понятным причинам стала как никогда более острой. Документы, направленные на принятие мер по снижению стоимости строительства, выпускались регулярно.
Так, в мае 1944 вышло постановление Государственного комитета обороны «О создании индустриальной базы для массового жилищного
10 Постановление СНК СССР «О типовых проектах жилищного строительства», 1939 г // Собрание постановлений и распоряжений правительства ССР за 1939г., М , 1945г., стр. 485
11 Постановление СНК СССР «Об утверждении устава Академии архитектуры союза ССР», 1939 г. »// Собрание постановлений и распоряжений правительства ССР за 1938г., М., 1945г., стр. 781
14
- Київ+380960830922