Ви є тут

Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана : Михраб. Айван. Купол

Автор: 
Рашид Калвир Ходжатулла
Тип роботи: 
Михраб. Айван. Купол
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
216
Артикул:
184271
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Работа выполнена на кафедре советской и современной зарубежной архитектуры Московского архитектурного института (Государственной академии) - МАРХИ
Научный руководитель - доктор архитектуры, профессор МАРХИ
Н.Л. Павлов
Официальные оппоненты:
- доктор искусствоведения, профессор Татьяна Хамзяновна Стародуб
- кандидат архитектуры Надежда Ивановна Смолина
Ведущая организация: Научно-исследовательский институт теории
Архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры
и строительных наук (НИИТАГ РААСН)
Защита диссертации состоится « » 2008 г. в часов, на
заседании Диссертационного совета Д 212.124.02 при Государственном общеобразовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (Государственная академия) -МАРХИ» по адресу: 103754, г. Москва, ул. Рождественка, д. 11.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского архитектурного института (Государственной академии) - МАРХИ.
Ученый секретарь Диссертационного совета
канд. архитектуры профессор Орлов В.И.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования, объект и предмет,
цель и задачи, границы исследования, рабочая гипотеза,
научная новизна и научная значимость. 6
ГЛАВА I
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ КУПОЛЬНОЙ МЕЧЕТИ ИРАНА.
1. Иранская традиция в ряду основных типов мечетей
ислама. 12
2. Чахартаг - иранская традиция четырех стол пия
2.1.Четырехстолпие- важнейшая часть структуры
традиционного иранского дворца. 22
2.2. Основные тенденции в развитии чахар - тага 26
2.3. Ключевая роль чахар - тага в процессе становления структуры иранской мечети
- Чахар - таг - ядро, от которого развертывается пространственная структура иранской мечети 29
- Чахар - таг как ключевой элемент постепенного преобразования традиционной арабской мечети
в иранскую мечеть 33
Выводы но главе I 38
ГЛАВА П
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕКОТОРЫХ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ МЕЧЕТИ ИРАНА: МИХРАБ. АЙВАН. КУПОЛ.
1. МИХРАБ
1.1. Архаическая традиция молитвенной ниши
и становление михраба 43
1.2. Значение михраба и его назначение и религиозный смысл
- значение михраба в арабо-персидской культуре 54
3
Султана Хусейна, его внутренняя и внешняя части были украшены изящными изразцами, закрывшими простую кирпичную кладку.
Большой шабестан мечети в южной части за айваном был построен в IX в., а в северной части имеется вход, украшенный яркими изразцами.
Восточный айван в середине восточной стороны хорошо сохранил характерные черты сельджукской архитектуры как в своей внешней, так и во внутренней части. Внутри имеется выложенная изразцами надпись периода шаха Салимана Сефеви, свидетельствующая о последующем украшении айвана. Сталактитовый свод демонстрирует мастерство архитекторов этой техники строительства.
Западный айван мечети называют также Айван-е У стад («Айван учителя»). Основная его часть была построена в XI в. Этот айван был отремонтирован и украшен в период правления шаха Султана Хусейна надписями, выполненными различными каллшрафическими стилями.
Проф. Аргур Поуп, известный американский иранист, пишет о Пятничной мечети в Исфахане следующее: «Это здание, исполненное спокойного, серьезного и загадочного величия, принадлежит к прекраснейшим памятникам мировой архитектуры» (142). Пятничная мечеть считается одной из важнейших мечетей в мире, памятником развития архитектуры от Сельджукидов до Каджаров. Археологические исследования показывают, что на этом месте раньше находился зороастрийский храм, остатки которого еще сохранились под величественной мечетью. В данный момент ведутся археологические и исторические исследования мечети, которые должны пролить свет на ее тайны и загадки.
ж). Четырехайванная мечеть с центральным входом.
До времени правления династии Хулагуидов архитектура входных ворог в мечеть не имела четкого и устойчивого плана и не требовала наличия определенных архитектурных деталей. Период Хулагуидов характеризуется
20
оформлением архитектурного облика входа в мечеть с помощью пиштаков (порталов), крытого прохода и площадки перед входом. Позже, со времен Ссфсвидов до Каджаров, в XVI - XVIII веках, в чстырехайванной мечети вход во двор делался не прямым и раздваивался на два коридора масджид - е Имами в Исфахане . Таким образом, возникла четырехайванная мечеть с тремя куполами на противоположных сторонах.
Итак, выявлен процесс развертывания иранской мечети от простого молитвенного двора до сложной четырехайванной пространственной системы. Выявлены основные стадии этого процесса:
- мечеть с двором;
- мечеть с одним айваном;
- мечеть с двумя айванами;
- мечеть с четырьмя айванами;
- четырехайванная мечеть с центральным входом.
С точки зрения типа плана, мечети подразделяются на семь видов: а). Мечеть с шабестаном. б). Мечеть чахартаги. в). Мечеть чахартаги с одним айваном. г). Мечеть с одним айваном. д). Мечеть с двумя айванами. е). Мечеть с четырьмя айванами. ж). Четырехайванная мечеть с центральным входом.
21