ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА I. ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ ВОСПРИЯТИЯ...............11
1.1. Понятие городской среды и составляющих ее элементов.
1.2. Визуальный образ городской среды
1.3. Анализ существующих исследований по восприятию городской среды.
ВЫВОДЫ.......................................................51
ГЛАВА И. ГОРОДСКАЯ СРЕДА В ДНЕВНОЕ И ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ 53
2.1. Специфика визуального восприятия городской среды в дневное и вечернее время
2.2. Социологическое исследование восприятия городской среды в дневное и вечернее время (на примере Хабаровска)
ВЫВОДЫ.......................................................75
ГЛАВА III. КОРРЕКТИРОВКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ СРЕДСТВАМИ
СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА.......................................... 76
ЗЛ. Теоретическая основа методики корректировки городской среды.
3.2. Методика корректировки - содержание и последовательность проектных действий.
3.3. Методика как часть системы архитектурного проектирования.
ВЫВОДЫ......................................................102
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ................................................103
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................106
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................118
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное российское общество сталкивается с глубокими изменениями базисных основ жизнедеятельности, на которые активно влияет окружающая среда. В этой связи профессионалы постоянно занимаются поиском решений, обеспечивающих формирование определенного образа среды. При этом визуальный образ среды мыслится как категория, достижение которой является сверхзадачей творчества архитектора-дизайнера.
Объективный анализ российских городов показывает, что в связи с изменениями социально-экономических условий их среда приобретает хаотичный характер, большей частью за счет торговых павильонов,
рекламных установок, бессистемного вечернего освещения. Хаотичность городской среды — один из полюсов ее состояния, другой полюс —
монотонность как результат механистичного господства типовой
архитектуры. Оба этих состояния, как правило, вызывают отрицательную эмоциональную реакцию. Очевидно несовершенство связи потребностей образа жизни горожан с организацией предметно-пространственной среды их обитания.
В настоящей работе мы используем введенные А.Э. Гутновым понятия
«каркас», «ткань» и «плазма» города. В реальности каркас и ткань
формируются преимущественно архитектурой, а плазма — средствами
средового дизайна. Освоение городских пространств и формирование плазмы
города большей частью происходит без какого-либо проектного решения, что
3
ГЛАВА I
ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ ВОСПРИЯТИЯ
1.1 Понятие городской среды и составляющих ее элементов
Город можно воспринимать при любом освещении и при любой погоде.
Подобно произведению архитектуры, город представляет собой конструкцию в пространстве, но конструкцию гигантского масштаба, нечто такое, что можно воспринять только за продолжительное время, состоящее из системы открытых пространств.
Среда открытых пространств обычно отличается от среды интерьеров особыми способами организации функции и облика: большие размеры — не меньше чем на порядок — обусловливают специфические условия восприятия (размытость дальних планов, «условность ограждений», «кулисное» построение глубинной композиции), новое ощущение масштаба пространства; ландшафтные компоненты: зелень, небосклон, играющие весьма активную роль в формировании облика. Функция в открытом пространстве становится комплексной (главная улица как коммуникационный канал, общественноторговый центр и символ города одновременно) (Р. Арнхейм, И.Л. Бусева-Давыдова, М.В. Нащекина, В.В. Владимиров, О.В. Чернышев и др.).
Среда города определяет его своеобразие и складывается обычно как калейдоскопическая, непрерывно меняющаяся картина, вобравшая в себя
11
архитектурные и природные приметы города, стиль и темп его жизни, меру и завершенность убранства, благоустроенность его улиц и площадей.
Среда — ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в проектной культуре. Некогда художники, архитекторы, ремесленники, изобретатели, работая над своими произведениями (картинами, постройками, приборами), решали преимущественно специальные, знакомые и интересные лично им задачи мироустройства, а общая конструкция создаваемой их руками «второй природы» — сферы обитания человечества — складывалась стихийно [20, 22, 34, 55, 76, 77, 78, 79, 105]. В наше время, не умаляя важности улучшения частных сторон человеческого бытия, поставило принципиально новую задачу по проектированию среды обитания в целом, при этом гармонично увязывая все ее параметры: материально-физические,
функционально-прагматические, социальные и эмоциональнохудожественные.
Понимание понятия «среда» в словаре архитектурных терминов Э. С. Юсупова, А. А. Барабанова обозначено следующим образом:
• система набора природных (физических) условий, «внутри» которых протекает некая деятельность; социально-бытовое окружение, обстановка;
• совокупность людей и вещей, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее средовое пространство.
12
- Київ+380960830922