Ви є тут

Цветовое моделирование архитектурного пространства. диссертация ... кандидата архитектуры : 18.00.01

Автор: 
Виноградов Якуб Петрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1983
Артикул:
279027
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
СОД Е Р Ж А Н И Е ВВЕДЕНИЕ................................................................4
ГЛАВА І. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ІВЕТСВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА /теория, практика, школа/ I 2
1.1. Современные тенденции колористики и развитие методов моделирования архитектурного пространства 13
1.1*1. Истоки современных концепций пространства
и пвета в архитектуре 13
1.1.2. Анализ теории и практики художественнопроектного моделирования архитектурной колористики .бО-начала-80-х годов 18
1.1.3. Методы и методики проектного моделирования архитектурной колористики
1.2. Развитие концепций и методов архитектурной колористики в архитектурных школах 37
1.2.1. Изучение цвета в ведущих архитектурных школоах 20-30-х годов и вопросы колористики
в современном отечественном образовании 38
1.2.2; Цвет в современных зарубежных художественных
и архитектурных школах /70-е годы/ 45
1.2.3. Современные требования к колористической подготовке архитектора .49
ВЫЗОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА П. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦВЕТОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА 56
2.1. Вопросы теории цветового моделирования архитектурного пространства 58
2.1.1. Основные понятия цветового моделирования архитектурного пространства 59
2.1.2. Система понятий "архитектурное цвето-пространство". 62
2.2. МЕтодическая система цветового моделирования 70
2.2.1. Роль и задачи цветового моделирования в
организации зрительного восприятия 70
2.2.2. Принципы цветового моделирования
2.2.3. Этапы цветового моделирования
ВЫВОДЫ ПО Д ГЛАВЕ
ГЛАВА Ш. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕБНОГО ЦВЕТОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
3.1. Структура цветового моделирования в системе высшего архитектурного образования
3.1.1. Основные цели, задачи и этапы цветового моделирования
3.1.2. Моделирование как средство освоения основных категорий и понятий архитектурной колорястики
3.1.3. Макетирование - ведущая форма цветового моделирования архитектурного пространства
3.1.4. Вопросы классификации методов, средств и приемов учебного цветового моделирования
3.2. Основные принципы и формы учебного цветового моделирования
3.2.1. Учебно-методические принципы
3.2.2. Виды учебного цветового моделирования
ВЫВОДЫ ПО Ш ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПОЛОЖЕНИЕ
- 21 -
речивых интерпретаций* Частым приемом является живописное изображение не только деталей или фрагментов архитектуры, но целых иллюзорных пространств. Игра в зрительные иллюзии не поддается простой разгадке логического рассуждения из-за своей многозначности.
Ы, [202], [217].
Серьезный удар по "аксиомам" монохромной архитектуры был нанесен на Западе в конце 60-х годов суперграфическим движением, возникшим под влиянием "оп-арта". Обращение к народным колористическим традициям также способствовало восстановлению мнения о цвете как не только неизбежном, но и обязательном средстве архитектуры. Начался поиск разнообразных средств и приемов визуального и эмоционального воздействия архитектурной полихромии. Влияние цветовых и оптических экспериментов в современной живописи на архитектурную полихромию несомненно. Анализ произведений оптического и кинетического искусства раскрывает художественные и технические приемы, которые находят применение в архитектуре и дизайне, обогащая пластику цвето-простраяства. Цветовые и оптические эффекты широко используются в проектной практике, а также изучаются в зарубежных архитектурных школах наряду с основными закономерностями архитектурной колористики, средствами живописи и графики. Необходимо понять смысл нововведений, перевести визуальные данные и ощущения колорита пространства на уровень оценки, согласуя эти достижения с общими мировоззренческими установками современной архитектуры, становлением новых позиций, рождением новых концепций. Рассмотрение архитектуры как искусства организации пространства и среды (а не только фасадно-объемных композиций) влекло за собой изменение значения роли цвета. Бели раньше полихромия была больше связана с монументально-декоративным обогащением архитектуры, то теперь цвет становится непосредственно пространствообразующим
фактором, сохраняя, в основном, все ранее присущие ему функции
- 22 -
как средства архитектуры. В современных теоретических концепциях особое внимание уделяется одной из основных категорий архитектуры - пространству, формам его представления и языкам описания. Искусство "организации пространства" сегодня является синонимом архитектуры [б2] , [Иб| , [117] , [18о] , [234] . Знакомясь с течениями современной архитектуры и архитектурной полихромии мы обнаруживаем сложную картину: ряд неоднородных тенденций, которые находятся в разных стадиях практической освоенности и теоретической осмысленности, тесно переплетаются, обмениваются, дополняют друг друта.
Так, для 60-х годов характерно возникновение принципа "открытой структуры" пространства, органично и естественно допускающего дополнения и изменения, отрицающего принцип законченности композиции. Интуитивизм и формализация в теоретических построениях и обоснованиях концепций становятся основными методологическими принципами зарубежной теории, особенно в США. "Архитектура больших пространств"- такое название получила концепция пространства американских архитекторов Дж.Портмана и Кевина Роша. Они стремятся создать внутренние пространства общественных зданий, которые поражают своими масштабами, и в то же время объединяют людей. Наиболее целостной и последовательной концепцией среди исследований в области теории проектной деятельности в США является концепция К.Александера - одна из первых попыток создания формализованной теории проектирования, использующей современные математические методы [бб], [пю].
Тенденция к активному противопоставлению, столкновению внутреннего и наружного пространств приобретает в эти же года особую силу и распространение. "Архитектура - как преграда между внутренним и наружным - становится пространственным свидетельством разрешения этой проблемы и ее драмы. И, выявляя различия между внутренним и наружным, архитектура вновь расчищает путь градостроительному подходу к решению задач" - писал Р.Вентури в 1966 году [149 ,