Ви є тут

Роль агитационного искусства в городской культуре Урала, 1917-1932 гг.

Автор: 
Михайлова Татьяна Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000324325
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности развития и своеобразие советской художественной культуры (1917-1932). 10
Глава 2. Становление и особенности аипационного искусства в уральской городской среде. 29
2.1. Осуществление плана "монументальной пропаганды" на Урале. 34
2.2. Праздничное оформление уральских городов. 43
2.3. Развитие и своеобразие уральского политического плаката. 49
2.4. Агитационное искусство в фарфоре и малой декоративной скульптуре. :>6
2.5. Оформление агитгранспорта. *. . 59
2.6. Прикладная 1рафика. 64
Глава 3. Специфика прсдмстно-иространственной среды уральского быта. 69
3.1. Оеобенносги формирования уральского городского быта. ^0
3.2. Участие урало-сибирских промыслов и ремесел в формировании городского быта. ^
3.3. Своеобразие материального быта в уральской городской среде. 88
Выводы. 94
Список сокращений. 96
Примечания. 97
Литература. 116
Приложения. 130
2
Введение
Актуальность темы определяется все более возрастающим интересом современников к истории русской культуры в целом и к такому яркому явлению, в частности, как искусство наглядной агитации 1920-1930-х гг. Обращение к агитационному искусству затрагивает большой историко-культурный пласт в развитии отечественной культуры и позволяет представить те процессы, которые происходили в культурной сфере страны и, в частност и, на Урале. Вопрос о том, как зарождалось и развивалось искусство молодой Страны Советов, приобретает сегодня особую актуальность в связи с необходимостью возрождения лучших культурных традиций прошлого, а также в связи с возникновением идеологических и социально-культурных предпосылок переосмысления художественного наследия советского периода с точки «рения влияния социальных, базисных устоев исследуемого периода на общую картину развития художественной культуры и обратного ее воздействия на социальное развитие страны.
В искусствоведческих исследованиях по згой теме основное внимание, как правило, уделялось освещению отдельных форм агитационно-массового искусства послереволюционного 15-летия Москвы и Петрограда. Изучение же названного художественного явления в провинции, которой традиционно был Урал по отношению к признанным культурным центрам, проводилось фрагментарно.
Предметом данного исследования является анализ агитационного искусства как культуролотческого феномена, воссоздающего картину уральской городской среды и была 1920- 1930-х гг., предопределяемую культу рно-промышленной спецификой региона. Это художественное наследие представляет собой неоспоримую ценность; без его изучения и знания невозможно правильно понят ь пути формирования соврсмен-
з
ние партийного контроля за исеми институтами, формирующими образ мыслей и настроение в обществе, и, во-вторых, на польем общего культурного уровня народа, главным образом рабочих и крестьян. Постановку первой задачи диктовала необходимость удержания власти. Решение второй задачи было частью широкого процесса преобразований, вызванных российской революцией 1917 г. В культурной политике партии обе эти задачи были неразрывно связаны. Развитие культуры шло параллельно с се идеологизацией.
Актуальность вопросов культуры, ставших предметом обсуждения с марксистских позиций еще до Октябрьской революции, резко возросла в 20-е гг. Практика социалистического строительства выдвигает вопросы культуры в качестве важнейших - наряду с вопросами организации государственного аппарата или укрепления союза рабочего класса и крестьянства. Не случайно сам термин "культурная революция" впервые появился в знаменитой ленинской статье "О кооперации", в которой проблемы развития новой, социалистической культуры В.ИЛенин тесно увязывал с проблемами экономики и политики и придавал им универсальное, приоритетное значение. В 1924 г. выходит сборник "Революция и культура", объединивший вес ленинские речи, статьи и отдельные высказывания о специфике культурного строительства, о механизме наследования и творческой переработки традиций как предпосылке формирования новой культуры (1].
Однако для первого послеоктябрьского десятилетия характерен не только очевидный интерес к проблемам культуры, но и определенная недооценка се, более того, нигилистическое неприятие некоторыми ответственными деятелями предшествующих этапов культурного развития. Диску ссии о разрушении старой и возможности построения принципиально новой, пролетарской культуры имели место задолго
до революции. И тогда, и позднее некоторые теоретики полагали, что пролетариат должен культурно самоопределиться, прежде чем брать к свои руки государственную власть. Так, А.Богданов еще в 1911 г. писал, что борьба за социализм означает прежде всего выработку "социалистической социальной культуры" [2], что должно предшествовав захвату власги пролетариатом.
Богдановская концепция в несколько модифицированном виде была взята на вооружение группой критиков из журнала "Па посту" - органа пролетарского литературною движения. Для "наностовцсв" была характерна подмена всей полноты культу ры одним из ее измерений - культурой политической. Отсюда отождествление ими культуры и идеологии, более того, превращение культуры в придаток идеологии. Специфика культуры, таким образом, открыто и грубо извращалась. Отсюда и "напостов-ское" требование совершить от имени рабочего класса такую же революцию в культурной области, какую тот совершил в области экономической и политической.
Переживание Первой мировой войны и связанных с ней глубочайших исторических сломов объединяет многих художников. Их роднит общественная ПОЗИЦИЯ - отношение к революционным переменам и возведенное в принцип новаторство. Мысль, что вместе с уничтожением власти капитала должны уйти в прошлое сложившиеся формы искусства во всех его проявлениях, дискутировались как в профессиональной, так и в далекой от иску сства среде.
Идея тотальной новизны поддерживалась и искусствоведами. Так, на общественной дискуссии во Днорце труда к 11етрограде 24 ноября 1918 г. НЛ 1унин говорил о роли пролетариата в изменении повседневной жизни: "...пролетариат внесет художественное понимание во всю окружающую нас повседневную жизнь... Рабочие сами делают вещи, им присуще прикладное понимание предметов... должна наступить со-
12