Ви є тут

Архитектурная среда для внеучебной студенческой деятельности

Автор: 
Валиахметова Лилия Зуфаровна
Тип роботи: 
Дис. канд. архитектуры
Рік: 
2004
Артикул:
184364
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение.................................................................. 4
Глава 1. Основы формирования архитектурной среды для внеучебной
# студенческой деятельности
1.1. Проблемы архитектурной организации внеучебной студенческой деятельности........................................................ 12
1.2. Влияние потребностей студенчества на формирование среды для внеучебной деятельности............................................. 19
1.2.1. Потребности социальной группы «студенчество» как фактор, определяющий основные виды ее внеучебной деятельности. Структура внеучебной студенческой деятельности.................................................... 19
1.2.2. Качества архитектурной среды для внеучебной студенческой деятельности и требования к ее организации... 30
1.3. Динамика архитектурной среды для внеучебной студенческой деятельности........................................................ 36
Выводы по первой главе.................................................... 45
Глава 2. Основы архитектурной организации межвузовского центра для внеучебной студенческой деятельности '• 2.1. Анализ архитектурно-планировочных решений учреждений
внеучебной деятельности студентов............................... 47
2.1.1. Высшие учебные заведения................................ 47
2.1.2. Общественные культурно-досуговые учреждения.............. 64
2.2. Направления развития учреждений для внеучебной студенческой деятельности: социально-экономический, функциональный,
• градостроительный аспекты....................................... 76
2.3. Основы формирования студенческих межвузовских центров 80
2.3.1. Факторы, влияющие на функционально-деятельностную
схему студенческих межвузовских центров................... 80
3
2.3.2. Место в системе культурно-просветительских учреждений
города..................................................... 82
Выводы по второй главе................................................... 86
л Глава 3. Принципы и приемы архитектурно-пространственной организации
студенческих межвузовских центров.
3.1. Функционально-планировочная организация студенческого
центра.......................................................... 89
3.2. Требования к составу и взаимодействию функциональных элементов............................................................ 96
3.3. Объемно-пространственная композиция студенческого межвузовского центра................................................ 113
3.4. Организация сети учреждений для внеучебной деятельности студентов........................................................... 118
3.5. Перспективы развития типов студенческих межвузовских
центров........................................................ 128
Выводы по третьей главе................................................. 133
Заключение.............................................................. 137
Библиография............................................................ 139
Приложение. Иллюстративная часть....................................... ^ эд
Приложение 1. Требования, предъявляемые к архитектурной
организации студенческой среды на разных этапах истории............. 151
Приложение 2. Опросный лист для проректоров вузов по внеучебной
работе.............................................................. 155
Приложение 3.
^ Иллюстрации к первой главе...................................... 157
Иллюстрации ко второй главе.................................... 165
Иллюстрации к третьей главе.................................... 187
1.2. Влияние потребностей студенчества на формирование среды для внеучебной деятельности
1.2.1. Потребности социальной группы «студенчество» как фактор, определяющий основные виды ее внеучебной деятельности. Структура внеучебной студенческой деятельности
Энциклопедическое определение «потребности или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности... Потребности личности образуют как бы иерархию, в основании которой витальные потребности, а последующие ее уровни - социальные потребности, высшее проявление которых потребность в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности»1. Потребности различают: 1) по сферам деятельности: потребности труда, познания, общения, отдыха; 2) по объекту потребностей: материальные, духовные, этические, эстетические и др. потребности; 3) по функциональной роли: доминирующие/второстепенные, центральные/периферические, устойчивые/ситуативные потребности; 4) по субъекту потребностей - групповые, индивидуальные, коллективные, общест-
•у
венные . «Потребность - это функциональное свойство живых систем активно реагировать на рассогласование между наличными и нормальными внешними и внутренними условиями их жизнедеятельности», - отмечает A.B. Соколов [44, с.359]. Существуют различные классификации человеческих потребностей (к примеру, А.Н. Леонтьева, А. Пьерона, П.В. Симонова, A.B. Петровского, Б.В. Ломова, А. Маслоу, Г. Олпорта, Э. Фромма и т.д.). Всеми специалистами отмечаются фундаментальные физиологические потребности низшего уровня (или витальные), социальные и интеллектуальные (творческие) потребности более высоких уровней. И.В. Бестужев-Лада предложил «обобщенную» иерархию по-
1 Потребности // БСЭ. - 3-е изд. - М., 1975. - Т. 20. - С.439.
2 Там же.
требностей, проведя критический разбор типологии потребностей, представленных в отечественной и зарубежной литературе1.
Социальная группа фундаментальными физическими потребностями низшего уровня, по определению, обладать не может. Относительно потребностей высшего уровня для каждого социального типа существует исторически сложившийся набор потребностей, характерный для него, роднящий его в данном отношении с аналогичными социальными типами. Теоретически в каждый набор входят все виды потребностей, но развитие их неодинаково [5, с. 53-55]. Определим, какие потребности являются ведущими для студенчества, для чего рассмотрим особенности его как социальной группы, выделяемые специалистами, систематизируем проблемы, стоящие перед этой группой в настоящее время (в частности в организации внеучебной деятельности).
Выделяют ли специалисты студенчество в отдельную общественную, либо социальную группу, они отмечают ряд отличительных признаков этой группы: 1) содержание основной деятельности (получение и переработка научной информации); 2) быстрый количественный рост; 3) относительная возрастная гомогенность; 4) психофизиологическая общность, детерминированная возрастными особенностями (повышенная социальная активность, эмоциональность, негативизм и т.д.); 5) временный, «переходный» характер существования; 6) интенсивность всех социальных процессов, протекающих с участием студенчества; 7) принципы обособления, определяемые символикой высших учебных заведений [7, с. 43,46; 47, с. 70].
1 1. Физические потребности низшего уровня, которые обычно именуют фундаментальными, в самосохранении человека и рода человеческого в их количественном выражении. Эти потребности имеют четко определенные естественные пределы, серьезное отклонение от которых ведет к нарастающим катастрофическим последствиям и гибели организма.
2. Физические, социальные и интеллектуальные потребности более высоких уровней:
2.1. Физические потребности, указанные выше, но в качественном выражении.
2.2. Социальные потребности в самоутверждении путем общения как непосредственного, так и посредством социальных институтов.
2.3. Интеллектуальные потребности в знаниях, те. в самоутверждении путем саморазвития, самосовершенствования.
2.4. Интеллектуальные потребности в творчестве, творческом труде, т е. самоутверждении путем самовыражения н самореализации личности, социальной группы или института [5, с. 53-55; 36, с. 15-17].