Оглавление.
2
Стр.
Предисловие ............................................. 6
Введение. Сложение традиций. Торговые центры России ХУП в.
Изменение торговых путей со строительством Петербурга в первой половине ХУШ в..................... 12
ЧАСТЬ 1. ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ В РУССКИХ ГОРОДАХ КОНЦА ХУІІІ- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ТИПОЛОГИЯ, ГЕОГРАФИЯ, СТРУКТУРА.
Глава 1. Перепланировка провинциальных торговых городов и создание в них новых торговых центров.
1.1. Торговые здания в структуре новых регулярных планов городов, разработанных в Комиссии строений, и их функцио-
нальная и архитектурно-пространственная типология ........ 41
1.2. Новые торговые центры: системы улиц и площадей, появление торговых кварталов, как примеры проектной и строительной практики торговых городов России............. 60
Глава 2. Реконструкция и строительство новых торговых центров в Москве и Петербурге. Появление торговых центров нового типа (проекты и осуществленные постройки).
2.1. Торговые здания Москвы П половины ХУШ - начала XIX вв. Перепланировка центра Москвы по плану 1775 г. и реализация заложенных в нем идей накануне и после пожара 1812 г. Планы Гесте и Комиссии строений.............. 85
2.2. Появление новых торговых площадей и рынков в Петербурге. Проекты Захарова, Томона, Стасова. Новые сведения о проектной деятельности Росси по проектированию торговых улиц.............................................. 116
3
2.3. Пассажи и торговые улицы как новая архитектурная тема в столичных городах. Проекты и примеры. Проекты М. Быковского, Р. Желязевича,
С.Иванова, Р. Гедике и др. Сравнение с пассажами
Парижа и Лондона. 144
Глава 3. Внегородские и городские ярмарки России.
3.1. География сельских, монастырских и городских ярмарок России ХУШ- первой половины XIX вв........... 157
3.2. Ярмарочная торговля в городах.................. 164
3.3. Макарьевская, Коренная и Ирбитская ярмарки как крупнейшие торговые центры России............ 171
3.4. Нижегородская ярмарка- главный торговый центр России международного значения. Новые материалы по ее планировке и архитектуре. Проекты А.Захарова,О.Монфер-
раиа, А.Леера, Г.Кизеветтер........................... 188
3.5. Ярмарочная тема в академических проектах 40-х гг.
XIX в. ( А.Брюллов, Д.Гримм).......................... 202
Выводы по 1 части.
1. Место торговых центров в русской архитектуре эпохи классицизма ............... 207
2. Самобытность. Античные и ренессансные прототипы в архитектуре позднего классицизма.............. 213
ЧАСТЬ 2. ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ В РУССКИХ ГОРОДАХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА. НОВЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ТИПЫ И ИХ ВНЕДРЕНИЕ В ГОРОДСКУЮ СРЕДУ.
Глава 1. Новые торговые пути и система торговых центров России в
географическом масштабе. Иерархия их взависимости от значимости в экономике страны. Территориально- функциональная типология. 217
51
жно отметить, что для каждого наместничества вырабатывался свой архитектурный прием построения торгового центра. В то же время это не приводило к однообразию, т.к. в каждом городе общий прием обогащался и индивидуализировался ситуацией, разнообразием ландшафта.
При анализе планов торговых центров 1776- 1788 гг. автором выявлены три группы центров в зависимости от их значимости в общей структуре городов. К первой группе относятся центры, являющиеся элементами городской площади, ко второй- центры, образующие двухчастное построение городского центра и оказывающие влияние на формирование центрального района, к третьей- состоящие из нескольких площадей и подчиняющие всю планировочную структуру города. Эти основные группы торговых центров были созданы не одновременно, а явились отражением их планировочного развития с середины 70-х гг. до середины 80-х гг. ХУШ в.
В это бурное плодотворное время градостроительная мысль архитекторов создала многочисленные варианты торговых центров. Входе анализа их, автор определил шесть основных типов. К 1 типу относится построение торгового центра как группы торговых лапок, расположенных в центре городской нлошани. Исходным материалом его явились планы Валдая, Вышнего Волочка и др. (1772). Эгот тип получил распостранение в 70-х гг. и был использован в планировке торговых центров Псковского, Новгородского и Тверского наместничеств.
В Тверском наместничестве торговые лавки имеют г-образный план и располагаются на треугольных городских площадях, раскрывающихся в сторону реки. Подобное построение имеют центры Весьегонска, Зубцо -ва, Старицы и др. (Табл. 5) Исключение составляет Кашин, где ввиду сложной природной ситуации торговые лавки замкнули торговую площадь со всех сторон. В Псковском наместничестве торговые лавки имели п-образный план или располагались в линию на прямоугольных площадях, обращенных одной стороной на реку, при чем в центре площади обязате-
52
лыю располагалось здание церкви. Количество корпусов лавок менялось от 2 до 6, размеры их достигали 70- 80 м в длину.
В городах Новгородского наместничества использовался другой ком -позиционный прием. Во- первых, торговые лавки располагаются у старого центра города или монастыря, оформляя въезд в них. Торговый центр отрывается от реки и переносится вглубь города. Это видно на планах Белозерска и Кириллова. Во-вторых, торговые лавки группируются на замкнутой городской площади, образуя вместе со зданием собора различные сложные планировочные сочетания. Подобные центры имеют Петрозаводск, Устюжна. Этот вариант центра не встречается больше, но это был первый шаг в градостроительном построении торгового центра как сложной системы торговых лавок.
II тип торгового центра образуют торговые лавки и каменные лома с лавками, стоящие по сторонам городской площади. В отдельных случаях одну сторону площади образовывали торговые ряды но типу гостиных дворов (Курск, 1782). По этому типу построены планы торговых центров городов 80-х гг. ХУШ в. в Костромском, Рязанском, Нижегородском, Смоленском, Вологодском наместничествах. Так в городах Костромского и Вологодского наместничества площади с двух, а иногда и полностью со всех сторон получают застройку каменными домами с лавками. (Табл. 5)
III чип составляют торговые центры крупных торговых как правило губернских городов, в которых торговым зданиям отводится место не в середине или по периметру площади, а целые кварталы, которые занимают значительную территорию. Торговый центр рассматривается как крупное градостроительное образование, сконцентрированное в отдельном районе, непосредственно связаное с главной площадью, но уже не оказывавшее активного влияния на формирование ее застройки. В Ярославле (1778 г.) торговый центр занимает половину длины улиц в трехлучевой системе и заполняет все пространстве) между ними. (Табл.5)
- Київ+380960830922