ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение 4
Глава первая
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА 12
1.1. Архитектура как бытие в рамках основного вопроса философии 13
1.2. Теоретические и методические основы исследования 27
1.3. Тенденции и процессы современной архитектурно-градострои-
тельной практики как составной части культуры 41
1.4. Разрывы в цепи познавательной деятельности как факторы
кризиса архитектурного творчества 54
1.5. Состояние существующей модели профессионального образования 60
Выводы по первой главе 65
Глава вторая
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА АРХИТЕКТОРА 69
2.1. Основные этапы исторического процесса формирования Творче-
ского метода архитектора 70
2.2. Ценностные аспекты Творческого метода архитектора в воззрениях
теоретиков и мастеров архитектуры 78
2.3. Предпосылки и признаки становления Творческого метода архи-
тектора в совокупном историческом опыте профессии 99
2.4. Перспективы развития представлений о творческом методе в
современных архитектурных конвенциях 110
Выводы по второй главе 114
Глава третья
КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА АРХИТЕКТОРА 122
3.1. Рациональные компоненты Творческого метода архитектора -
средства осуществления базовой модели практики 122
3.2. Иррациональные компоненты Творческого метода архитектора -
средства расширения границ познания и творчества 148
3.3. Творческий метод архитектора как совокупность структур 159
3.4. Творческий метод архитектора как совокупность систем 173
Выводы по третьей главе 188
2
Глава четвертая
КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА АРХИТЕКТОРА И ЕЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 192
4.1. Важнейшие аспекты концепции 192
4.2. Интеллектуально-мировоззренческие основы концепции Творче-
ского метода архитектора 209
4.3. Научно-теоретические основы концепции Творческого метода ар-
хитектора 221
4.4. Методические основы концепции Творческого метода архитектора 236 Выводы по четвертой главе 261
Глава пятая
ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА АРХИТЕКТОРА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 263
5.1. Формирование профессионализма и профессионального метода
как образовательная проблема 263
5.2. Методология воспроизводства структурных компонентов и связей
Творческого метода архитектора в образовательном процессе 275
5.3. Идеология опережающего профессионального развития в архитек-
турном образовании 301
5.4. К педагогике становления, развития и функционирования системы
профессиональной деятельности, реализующей и развивающей потенциал Творческого метода архитектора 337
Выводы по пятой главе 349
Заключение 352
Библиографический список 356
Приложение
3
с другой стороны, экстенсиалом действия и связанной с ним гибкостью перестройки инструментария действия, широтой "палитры" деятельностных средств.
Искомый нами метод архитектурного творчества, как уже было указано выше, дважды соотнесён с обсуждаемыми здесь возможностями и задачами. Он, с одной стороны, генетически связан с "глобальным" методологическим принципом развития страны, со средствами и способами управления, с идеологией и господствующей онтологией. Это не ново, подобная соотнесенность архитектуры и социального устройства отмечена историками и теоретиками давно, этому вопросу посвящено множество работ (в качестве одной из последних по времени и ярких назовём книгу Т. Ф. Саваренской [444]). С другой стороны, творческий метод зодчества не только зависит от "объемлющего" метода, не только его отражает, но и сам участвует в его формировании. Заслуживает внимания тот известный в истории мысли факт, что концепции Платона и Аристотеля есть попытка рефлексивной рационализации полисного, а для античности значит государственнополитического, мироустройства. Архитектурно-урбанистические утопии XIX века (а также и более ранние и более поздние!) активно формировали представления о жизни в обществе будущего, а их реализации в практике XX века детерминировали многие параметры социальной и психологической жизни общества. Связь на уровне методов, конечно, более тонкая, но и более прямая, тем паче, что искомые представления о методах сегодня лишь формируются.
Можно с уверенностью сказать, что и культурно-исторический контекст, и локальная проблематика развития сферы архитектурного творчества насущно требуют решения двух встречных вопросов. Первый - нахождение новой формации рационального мышления, не сводимой к набору рассудочных предписаний и внешних ограничений, но адекватной задачам и ценностям развития культурных, социальных, средовых, региональных и других локальностей. Второй вопрос - разработка новых форм позитивного, конструктивного использования, поддержания и развития "внерационалистических" феноменов - духовности, эвристичности, спонтанности генерирования идей, иррациональных мотивов в мышлении. Современные тенденции культурной жизни России (в т.ч. в науке и искусстве [162; 204]), идущие духовные поиски и идеологическая борьба, на наш взгляд, разворачиваются непосредственно вокруг именно этой проблематики, поэтому мы и уделяем ей столь большое внимание.
1.3.3. Культурный контекст архитектурной деятельности и проблемы
реализации творческого потенциала метода архитектора
Архитектура сегодня, несмотря на свою тысячелетнюю традицию, практически не занимает в отечественной культуре достаточно значимое место. Отечественная культура сильна своими специфическими, как правило, классическими, традиционными сторонами, вхождение которых в
48
сокровищницу общенациональной и мировой культуры обеспечено уже самой уникальностью явления (таков, например, русский балет). Но специально и целенаправленно процесс культурной ассимиляции того или иного явления или области творчества в нашей стране практически никогда не строился. В отличие от стран Запада, где деятельность по введению инноваций в культуру стала формой профессионального менеджмента, отечественная практика управления культурой традиционно ориентировалась на прямо противоположную стратегию: идеологическое руководство культурной сферой. В результате такой стратегии мы оказались не только не способны удержать неизменными основные параметры ситуации в культуре (что, разумеется, просто утопично), но и оказались беспомощны перед лицом "естественно" происходящих новаций, утратили контроль за сферой культуры, а сама эта сфера всё более и более утрачивает осмысленность и способность к самоорганизации. Не случайно, что в ответ на эту ситуацию всё определённее выдвигается идея культурной политики.
Архитектура не составляет исключения в этом контексте. Сегодня профессиональная архитектурная культура страдает от деформации отношений с контекстным культурным "полем" в ещё большей мере, чем само это "поле". Отсутствие эффективной и адекватной "обратной связи" оставляет архитектурное проектирование в своеобразной изоляции, не позволяя ему реагировать на "тонкие" импульсы социально-культурной жизни, замечать и исправлять свои ошибки и заблуждения. В результате многие из недостатков архитектурной деятельности не только не имеют шансов быть замеченными и исправленными в рамках профессиональной культуры, но и всё более усугубляются, порождая разнообразные компенсационные "комплексы" профессионального сознания: комплекс непогрешимости, "синдром Наполеона" и т.п. Трансформируется в сторону как структурного, так и содержательного упрощения, примитивизации архитектурный метод.
Творческий метод архитектора всегда развёртывается в структурах конкретно-исторической или ситуативной реализации потенциала архитектурного творчества. Сколь бы ни был велик потенциал сам по себе, только его реализованные, развёрнутые на практике компоненты определяют содержательную сложность (или примитивность) метода, "сшивающего" эти компоненты, его структурную (многоуровневую) организацию. Когда контекст деятельности не выдвигает высоких требований к практике, когда архитектор не ощущает востребованности "тонких" содержательных компонентов своего труда, то творческий потенциал не имеет возможности раскрыться, архитектор как личность и как творец не имеет достаточного пространства самореализации. В результате его потенциал, не получая развития и тренировки, тает, утрачиваются личностные навыки и способности, а если говорить о деятельности в целом, сокращается набор умений и способностей, принятый в профессии в качестве нормы. Это и есть механизм деградации деятельности как именно культурной единицы, поскольку задачи производства и функционирования могут при этом не пострадать, а, как показывает опыт 1960-х годов, иногда даже и выиграть.
49
- Київ+380960830922