2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1, ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОЙ ВЬЕТНАМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ЗАДАЧИ ЕЁ СОХРАНЕНИЯ.
1.1. Региональные и национальные основы формирования типологической общности традиционного деревянного зодчества Вьетнама.
1.1.1. Становление архитектурно-строительной деятельности на территории современного Вьетнама в ходе формирования его государственности.
1.1.2. Общая характеристика и особенности природно-климатических условий региона.
1.1.3. Роль народной мифологии и философско-религиозных течений в формировании национальной самобытности и культурных традиций вьетнамского народа.
1.2. Архитектурно-градостроительные основы формирования национальной самобытности традиционного вьетнамского зодчества.
1.2.1. Направления развития вьетнамского зодчества в ходе становления государственности и классификация традиционных построек по функциональному значению.
1.2.2. Архитектурно-градостроительные основы формирования вьетнамского культового зодчества.
1.2.3. Архитектурно-градостроительные характеристики дворцовых комплексов Вьетнама.
1.2.4. Архитектурно-градостроительные основы формирования типологической общности объектов традиционного зодчества Вьетнама.
1.3. Современное состояние системы традиционного деревянного зодчества и необходимость его восстановления для вьетнамского общества.
1.3.1. Структура вьетнамского архитектурно-исторического наследия и техническое состояние памятников традиционного деревянного зодчества.
1.3.2. Современный опыт реставрации объектов архитектурного наследия Вьетнама.
1.3.3. Проблемы современной теории и практики реставрации во Вьетнаме и
предложения о путях их решения.
Выводы из главы 1.
3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОНННИОЙ ВЬЕТНАМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ЗАДАЧИ ЕЕ СОХРАНЕНИЯ,
1.1. Региональные и национальные основы формирования типологической общности традиционного деревянного зодчества Вьетнама.
1.1.1. Становление и развитие архитектурно-строительной деятельности на территории современного Вьетнама в ходе формирования его государственности.
Процесс формирования культурных особенностей Вьетнамского народа неразрывно связан с его национальной историей, но в большой степени это относится к архитектуре, в памятниках которой отразились все климатические, политические, экономические и культурные характеристики разных этапов развития вьетнамской государственности.
Развитие традиционного деревянного зодчества неразрывно связано с процессом становления государственности. Можно выделить три основных периода со своими характеристиками развития: первобытная эпоха и бронзовый век, период зависимости от Китая и период феодализма (период независимости) [70,72,73,75], (табл. 23).
Период первобытной эпохи и бронзовый век (с десятого тысячелетия до н.э. до 179 года до н.э.) в свою очередь на два этапа.
Первый этап - с десятого тысячелетия до н.э. до второго тысячелетия до н.э. - связан с развитием первобытно-общинного строя, когда предки вьетнамцев жили ордой [75,62].
По археологическим данным первобытные жители на территории современного Вьетнама во времена становления первобытного общинного строя проживали в основном в пещерах, пользуясь перегородками, сделанными из бамбука разных пород, для защиты от дождя и ветра. В последнее время археологи находят остатки очагов первобытных людей в некоторых местностях, в хоабиньской культуре (в отдалении от нас примерно на десять тысячелетий), это позволило нам узнать, что люди в то время умели строить простые шалаши [73, 58].
На втором этапе, когда у предков Вьетов начался процесс эволюции из первобытного человека в современного, стали создаваться вьетнамские племена под управлением патриархов (или царей Хунгов), что открыло начальные страницы вьетнамской истории - этап построения национального общества с основами вьетнамской архитектуры и духовными традициями (со второго тысячелетия до н.э. до 179 года до н.э.) [62]
Когда царь Хунг создал государство Ванланг, появились населенные пункты со сосредоточием Вьетов как групп людей с кровными и родственными связями и отношением соседства. Понятие о «сельском Вьетнаме» зарождаюсь в этот период вместе с созданием первых жилых домов, построенных в традициях народной архитектуры. Изначально это были дома на сваях с крышей в форме ласточкиного хвоста, а потом - с крышей в форме лодки, в середине крыши прогибались. Чуть позже появились дома на низких
14
сваях, с высокой и крутой крышей, выполняющей функцию внешних стен. Двери располагались с торца дома, в центральной части которого находился очаг, а вокруг него - место сбора членов семьи для ужина, чаепития и разговора. Левая и правая части дома служили местом сна и отдыха. Слово «трехсекционный дом » как народный стандарт могло появиться в это время [57], (табл. 5).
В развитом бронзовом веке повсеместно строились дома, материалом для которых служил в основном бамбук разных пород и солома. В этот период также строили дома с деревянным остовом, на грунтовом фундаменте и со стенами из камней или земли. Вместе с жилыми домами появлялись и толстые стены из бамбука и грунта для защиты селения, что увеличивает перечень архитектурных сооружений того времени. Резные орнаменты на дверях в форме птиц дают нам знать о том, что людей того времени уже интересовал эстетический фактор в архитектуре [37,68,69,94], (рис. 5а).
С последней половины третьего века до н.э. царь Тхук Ан Зыонг Выонг создал государство Ау-лак, и столица была перенесена с Фонг-тяу (в области Фу-тхо) в Хоа-лы, и была построена первая крепость Ко-Лоа для защиты экономики развитого района от набегов с китайской стороны.
Дворцовая архитектура Вьетнама этого этапа была разрушена, но по данным исследований это были дома на сваях (может быть дома не грунте в городе Ко Лоа) с простыми формами [75].
Из сооружений этой эпохи до нашего времени сохранились только три круглых земляных цитадели, построенные в столице королевства Хоа-Лы.
-Период зависимости от Китая (с 179 года до н.э. до 983 года н.э.):
Со второго века до нашей эры Вьетнам попадает в зависимость от Китайской империи, становиться ее частью со столицей в Хоа-Лы и, несмотря на многочисленные попытки выйти из ее состава, остается в ней более тысячи лет. Китай пытался внедрить во Вьетнаме свою систему централизованного государства, проводил насильственную китаизацию культуры, однако местные правители стойко сопротивлялись этим усилиям. В течение этого периода страна являлась основным портом на морском пути между Китаем и Индией. Китайские ученые, прибывавшие во Вьетнам в качестве чиновников или беженцев, познакомили вьетнамцев с конфуцианством и даосизмом, индийцы принесли в страну буддизм. В этот период в страну начала проникать буддийская архитектура [72,62,75].
В это время во Вьетнаме, как области Китая, было построено много резиденций китайских чиновников. Хотя резиденции этой эпохи не сохранились, но можно предположить, что они были похожи на архитектуру юга Китая. Вьетнамцы уже умели производить кирпич и черепицу, но они использовались ограниченно из-за маломощной экономики. Большинство домов строилось из дешевого подручного материала: стены строились с остовом из бамбука, крыши были покрыты соломой [73].
-Период Феодализма (с 938 года н.э. до 1945 гг.):
С XI века начался период становления вьетнамского государства и возрождения национальной культуры (1009-1407 гг.) Экономический подъем и дальнейшее развитие государственности привели к росту масштабов культо-
15
- Київ+380960830922