Ви є тут

Православное зодчество городов северо-восточного Казахстана : XVIII - нач. XXI вв.

Автор: 
Попова Зинаида Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278146
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 Православное зодчество в городах северо-восточного
Казахстана 13
1.1 Особенности распространения православия на территории юга Западной Сибири и строительство храмов в
поселениях 13
1.1.1 Освоение территорий Сибири в XVI - нач. XVIII вв 13
1.1.2 Православные храмы на территории северо-восточного
Казахстана 24
1.2 Планировочная структура города и
местоположение храмов 33
1.3 Влияние сакральных сооружений на вертикальную
композицию, силуэт и панораму города 45
Глава 2 Архитектурно-пространственная и планировочная
композиция храмов, их типы и архитектурно-декоративное убранство . . . 54
2.1 Архитектурно-пространственная и планировочная композиция храмов первого периода
(начало XVIII в. - 30-е годы XIX в.) . 63
2.2 Православные храмы второго исторического
периода (30-с годы XIX в - конец XIX в) 73
2.3 Храмы третьего исторического периода
(конец XIX в - начало XX в) 88
2.4 Особенности стилей и декоративное
убранство 99
Глава 3 Современные сакральные сооружения городов
северо-восточного Казахстана 116
3.1 Г радо строительная культура исследуемых городов конца
XX - начала XXI вв 116
3.2 Проблемы реконструкции и реставрации
сохранившихся православных сооружений 126
3.3 Строительство православных храмов на рубеже
XX-XXI вв. 133
3.3.1 Размещение современных православных храмов
в структуре города 13 8
3.3.2 Архитектурно-планировочная композиция храмов
пятого периода (конец XX - начало XXI вв) 140
Заключение 149
Список используемой литературы . . 154
Список публикаций 163
Приложения . 165
Иллюстративный материал 193
3
Введение
Возникновение городов в южной части территории Западной Сибири (ныне Северного Казахстана) связано с расширением и укреплением границ Российской Империи в начале XVIII века. Эти территории издревле использовались кочевыми племенами под свои пастбища, зимовья и были заселены по свидетельству Г.Ф.Миллера татарами, ногайцами, южнее по Иртышу - телеутами (белыми калмыками), Казанскими ордами и другими кочевниками. Уже в XVI веке при основании первых сибирских городов -Тобольска (1587 г.), Тары (1594 г.) русским казакам приходилось налаживать отношения с жившими там татарскими князьями и султанами.
Появление первых городов - крепостей относится еще ко времени правления царя Ивана Грозного и связано с деятельностью купцов Строгановых, организовавших в 1581 году поход донского атамана Ермака Тимофеевича, следствием которого было присоединение к Русскому государству в концё XVI века Западной, а в XVII веке и Восточной Сибири. Для этого этапа освоения характерно строительство единичных образований: «ясачных» зимовий, острогов, городов - крепостей. Крепости создавались на крутых берегах, в устьях больших рек, на перекрестках водных и сухопутных дорог и в гуще ясачных поселений для удобства сбора ясака и надежности его сохранения.
Правление Петра I в XVIII в. отмечено окончательным заселением Сибири русскими, хозяйственным освоением края, развитием горнодобывающей промышленности (Уральские, Алтайские, Нерчинские заводы), ростом для Российского государства экономического значения Сибири и активной градостроительной деятельностью на ее территории. Градостроительная деятельность в Сибири (XVIII в.) отличалась появлением пограничных фортификационных комплексов, состоящих из городов -крепостей, редутов и маяков, соединенных непрерывными линейными укреплениями. Это было новым явлением в русском оборонительном зодчестве XVIII века. Система южно-сибирских укреплений этого периода состояла из
24
Третий период - конец XIX (1895 г.) - начало XX вв. (1917 г.) {период переселения тысяч людей из малоземельных российских губерний на необитаемые земли Омской епархии);
Четвертый период - 1917 г - 90 -е годы XX в. {период уничтожения, разрушения и пере функционирования православных храмов по идеологическим соображениям)',
Пятый период — 90-е годы XX в. — начало XXI в. {период восстановления, реконструкции и передачи РПЦ сохранившихся православных сооружений и строительство новых).
1.1.2 Православные храмы на территории северо-восточного Казахстана
Обозначенные исторические периоды возникновения, роста и развития исследуемых городов в связи с переселением народов отразились в формировании и генезисе православного храмостроительства на северо -востоке современного Казахстана. Люди прибывали из европейской части, из Приморья, из Перми, из Тобольска и с территорий, на которых сейчас находятся Новосибирская, Томская и Кемеровская области. Позже - из Воронежской, Курской, Вятской и других губерний, из Мордовии, Украины и т.д. Среди переселенцев были представители не только разных сословий, но и разного образа жизни, различных убеждений, поэтому понятно, почему официальная церковь поддерживала действия правительства и Синода по упорядочиванию процесса освоения и закрепления территорий Сибири. Ее прерогативой было обеспечение религиозных потребностей русского, христианизация местного языческого населения и борьба с русскими православными людьми, не принявшими реформ патриарха Никона. За счет интенсивного освоения малозаселенных восточных и южных районов Сибири, более благоприятных по природно-климатическим условиям для хозяйственной деятельности и обитания, в северных таежных районах происходит уменьшение численности русского населения, в то время как прирост русского населения Сибири в XVIII в. становится выше, чем по стране. При этом наблюдается
25
более значительный рост крестьянского населения, которое с 1719 по 1795 гг. выросло в 3,5 раза, а в целом по стране ~ в 2,4 раза.
В силу этого одной из важных задач христианизации края стало храмовое строительство, которое не только воплощало христианскую идею, но и являлось средством распространения русской православной культуры на новой территории. [31].
Строительство в 1718 году одной из первых в цепи Иртышских крепостей, вслед за Омской (1716 г.), Семипалатинской крепости определило и появление в ней первого деревянного храма во имя Антония и Феодосия Печерских. В 1777 году на территории перенесенной крепости заложен крепостной, уже каменный трехпрестольный Знаменский собор. Из рассматриваемых городов на Иртыше Семипалатинск занимал наиболее выгодное для связей со Средней Азией местоположение, что и способствовало его более быстрому росту в XVIII - XIX вв., чем соседним Усть-Каменогорску и Павлодару. Строительство и гражданских, и культовых зданий велось здесь более интенсивно, что подтверждает наличие только в городе 7 православных храмов (сегодня большая их часть сохранилась только в фотодокументах и описаниях).
Ко времени основания и строительства крепости Петра и Павла (1752 г.) относится и постройка первой православной церкви будущего г. Петропавловска. «Это было нетырехуголыюе здание с алтарным прирубом, где располагался иконостас. Четырехскатная крыша над входом переходила в островерхую звонницу и венчалась крестом».
В 1789 году, через 69 лет после основания Усть-Каменогоуской крепости, в ней закладывается каменная Троицкая церковь после сгоревшей деревянной и еще ранее развернутой сразу после основания крепости походной со стенами из голубого китайского шелка и переносным иконостасом. Троицкая церковь была достроена в 1809 году на средства инженерного ведомства и освящена в 1810-м. Троицкая церковь ныне существующая. Долгое время в советский период здание использовалось не по прямому назначению. Ныне это православный храм.