Ви є тут

Формирование световой среды вечернего города

Автор: 
Щепетков Николай Иванович
Тип роботи: 
Дис. д-ра архитектуры
Рік: 
2004
Артикул:
184386
179 грн
Додати в кошик

Вміст

/V-.Оі' /д/ у 1т
МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)
На правах рукописи
ЩЕПЕТКОВ Николай Иванович
кандидат архитектуры
ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ ВЕЧЕРНЕГО
ГОРОДА
Специальность 18.00.01 - теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
ТОМІ
Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры
Москва - 2004
Работа выполнена на кафедре «Архитектурная физика» Московского архитектурного института (Государственной академии)
Официальные оппоненты:
Доктор архитектуры, профессор A.B. Ефимов
Доктор архитектуры, профессор Ю.В. Алексеев
Доктор искусствоведения > профессор И.А. Азизян
Ведущая организация:
Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана г. Москвы
Защита состоится « 26 » апреля 2004г. в часов
на заседании диссертационного совета Д 212.124.02 при Московском архитектурном институте (Государственной академии) по адресу: 107031 Москва, ул. Рождественка, 11.
С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Московского архитектурного института (Государственной академии)
Ученый секретарь диссертационного совета, профессор
М.Н. Иманов
28
особенно при плохих погодных условиях. Из всех физических и экологических параметров городской среды совершенно ИЗхМеНЯеТСЯ при переходе от дня к ночи лишь один - световой, т.е. тот, который воспринимается глазом. В масштабе города, ансамбля это изменение нельзя считать даже негативом дневного образа (что можно допустить по отношению к фасадам некоторых зданий): окружающая среда зрительно почти исчезает или, при наличии фонарей на улице и света в окнах зданий, преображается до неузнаваемости. В темноте и при плохом освещении чрезвычайно затрудняется ориентация человека в городском пространстве. Из-за главенствующей роли зрения во взаимоотношениях человека с окружением первой потребностью в ночное время является создание необходимых условий освещения, которое ‘ исторически «естественно развивалось вместе с органическим формированием города, как часть единого целого, от которого ничего нельзя отнять без ослабления всего комплекса» [342]. Появившись впервые на постоянной основе еще в доэлектричсскую эпоху на улицах Лондона, Парижа и Гааги в 60-70-х годах XVII века, Петербурга и Праги - в 20-х годах XVIII века, в Москве - в 1730 году, освещение масляными фонарями имело целью обеспечение безопасности жителей и охраны их имущества от грабителей и отчасти служило для украшения некоторых наиболее репрезентативных объектов - дворцов, храмов, монументов, богатых частных владений. Последнее назначение наружного освещения имело эстетический характер, подчеркнутый вниманием к художественной стороне осветительной арматуры, которая решалась в таких случаях как органическая часть архитектурного, инженерного или скульптурного объекта - площади, здания, моста, ограды, памятника. По классификации автора, это - первый, эмпирический или синестезический этап освоения искусственного света в градостроительстве.
29
Появление автомобиля в начале электрической эпохи поставило вопрос об обеспечении безопасности транспортного движения в темное время суток, что положило начало длительному этапу утилитарного освещения дорожных покрытий, до сих пор господствующего в большинстве городов мира. Статистика свидетельствует, что
оборудование улиц стационарным освещением уменьшает количество
*
дорожно-транспортных происшествий на 30-40%, а несчастных случаев со смертельным исходом на 50% [132 и др.]. Кроме того, общее освещение городских территорий способствует сокращению в 1,5-3 раза уличной преступности и вандализма. Утилитарное освещение имеет целью создание относительно комфортных зрительных условий для водителей и пешеходов в пределах определенных зон и расстояний.
Параллельно, хотя в довоенный период скорее в виде исключения, чем правила, в некоторых городах ряда стран с 20-х годов XX века развивалась ветвь «штучного» архитектурного освещения фасадов достопримечательных объектов, продолжающая художественные традиции . первого этапа В проектах архитекторов-футуристов, экспрессионистов, функционалистов и конструктивистов эта ветвь, почти не получившая к сожалению, реального воплощения, была выражена весьма определенно и образно. Графическая «подача» архитектурных проектов - светлое остекление с темными переплетами и стенами, иногда на фоне черного неба - вызывало впечатление яркого электрического света, бьющего из интерьеров и создающего образ современного здания.
В последние десятилетия в связи с непрерывным ростом техникоэкономических возможностей, социального благосостояния и связанным с ними изменением творческого мировоззрения архитекторов в области света созданы условия для перехода к четвертому этапу, предпосылки которого зафиксированы еще в рамках этапа архитектурного освещения -