СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ В ИЕРАРХИИ ЖАНРОВ СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ 16
1.1. Городской пейзаж, кик разновидность пейзажного жанра 16
I. 2. Традиции развития юродского пейзажа в русской живописи 20
I. 3. Культура, как "инструмент преобразования мира". 25
I. 4Архитектура. как памятник "эпохи'' в период строительства социализма (1930-е годы) 30
I. 5. Становление "канонов" в пейзаже городской среды 34
Выводы 41
ГЛАВА И СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА ВЭПОХУ 50-Х-К0-Х ГОДОВ. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ТИПОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. 42
И. 1. Архитектурная культура послевоенного десятилетия 42
II. 2. Из "архитектуры излишеств" в архитектуру "стекла и бетона" 52
II. 3. "Массовое" и "уникальное" 63
Выводы 73
ГЛАВА III. АРХИТЕКТУРА В ГОРОДСКОМ ПЕЙЗАЖЕ 50-60-Х ГОДОВ:
ОТ ОСВОЕНИЯ НАСЛЕДИЯ К ОСВОЕНИЮ СОВРЕМЕННОСТИ 74
III. I. Образ великой державы на выставках последних лет 74
III. 2. Город в аспекте стилистических движений эпохи конца 50-х- 91
началвбО-х годов
III. 3. Архитектура русской провинции и творчестве художников России
60-х годов 107
Выводы I 18
ГЛАВА IV. АРХИТЕКТУРА В Г ОРОДСКОМ ПЕЙЗАЖЕ 70-Х-80-Х ГОДОВ: ОТ ОСВОЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ К ОСНОВАНИЮ НАСЛЕДИЯ 119
IV. I. Социокультурный анализ ситуации 70-х-80-х годов 119
IV. 2. Развитие традиционной линии пейзажа 127
IV. 3. Новая поэтика. Расширение возможностей жанра в отражении
традиций эволюции архитектурной культуры 148
Выводы * 162
164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
174
ЬИЬЛИОГРАФИЯ
188
ПРИЛОЖЕНИЕ
И Л .11ЮСТРАТИ В11Ы Е ТА БЛ И1 и>1
207
3
Введение
Вопрос о взаимосвязи различных видов творческой деятельности является одним из самых важных в искусстве 20 столетия - возможно, самого синтетического" из всех предшествующих культурных эпох. Причем разрабатывается он не только в области искусств - изобразительных, литературе, музыке, кино, театре, но и в теоретической мысли - эстетике* философии, психологии и т. д. Решение этой проблемы помогает преодолеть раздробленность, а также способствует разработке нового синтегического языка в различных областях науки и искусства
В настоящее время закую взаимосвязь архитектуры и изобразительного искусства рассматривали в концепции синтеза искусств. В данной работе предпринята попытка увидеть одно искусство глазами другого, т. е. рассказать об архитектуре языком живописи. Такой подход позволит рассмотреть архитектуру не просто как вид искусства, а с позиций восприятия ее обществом. Ведь в сути своей архитектура представляет собой исторически сложившийся образ единства мира людей и предметов, определяется отношением человека к окружению.
Встает вопрос: что может дать исследование ? И стоит ли это делать вообще ? Ведь об архитектуре может рассказать фотография. Сравнение с документальной фотографией свидетельствует о том, что каждый художник творит мир в своей картине заново, "в котором знакомые вещи представлены таким образом, что их никто и никогда раньше не воспринимал". В картине "происходит переосмысление старой истины в новой сжатой форме"(13, с 66). Как бы хорошо не зафиксировала фотография архитектуру ,она не в силах отразить богатства и многообразия творческого видения художником этой темы . Ведь художник ставит перед собой не хроникальную, а художественно-творческую задачу , требующую
21
того, чтобы расставить точные ориентиры в эволюции жанра городского пейзажа, но и потому, что искусство не рождается из ничег о и весомая часть достигнутого, как правило, используется в дальнейшем движении искусства.
Представляется необходимым кратко остановиться на эволюции жанра городского пейзажа в его ранний период на его характерных чертах, проявляющихся в искусстве до советского времени включительно.
Первые изображения города в XVIII веке представляют своеобразный тип панорамы, перенятый из Голландии. Особая ценность для современных художников, архитекторов заключается в их документальной точности. Это -гравюры еще тесно связанные с традициями древнерусской миниатюры, а также народной лубочной картинки. Живописцы "лучшего мастерства" посылались из Петербурга в Москву для работы "по снятию видов". Появилась традиция выполнения серий видов Москвы и Петербурга, включавшихся в специальные альбомы. Некоторые художники пользовались камерой-обскурой , что давало почти фотографически точное изображение, в основе которого лежал четкий рисунок, раскрашенный краской. Это объясняет несколько суховатую манеру живописи.
На рубеже XVIII - XIX веков возникли первые станковые картины, а также большое развитие получили натурный рисунок и акварель, тиражирующиеся способом типографской печати. В этих произведениях художники впервые отошли от документальной точности. По истечение времени изменялся облик городов, происходили изменения и в искусстве. В начале XIX века торжественность в изображениях городов постепенно сменялась жанровой по характеру зарисовкой, хотя и сохранилось свойственное русскому искусству поэтическое отношение к миру.
22
Как понятие художественного творчества, образ города со времен становления русской государственности существует и в литературе. Так, например, с возникновением Петербурга его воспевают поэты, начиная от Ломоносова и Тредиаковского - вплоть до Пушкина, Гоголя и Достоевского. В литературе XIX века мало было крупных писателей, которых не волновала бы тема города, особенно Петербурга и Москвы. Исключение составляют лишь Чехов и Лев Толстой.
Отношение художника к городу было связано (да, пожалуй, и теперь) с общественными представлениями современников, и наоборот. Достаточно вспомнить назревшие в обществе критические настроения, проявившиеся в отзывах Гоголя о "казенщине" позднего классицизма и как вслед за этим общество отвернулось от "парадного" города В изображениях художников середины XIX века архитектура являлась или фоном тематической картины или "изнанкой". Так, содержанием образа Москвы у Саврасова является гармония вили конграст памятников архитектуры с убожеством задворок. В выборе намеренно непарадной точки зрения обнаруживаются не только приверженность к жизненной правде, верности натуре, но и социальные мотивы.
Во второй половине XIX века нарастание демократических тенденций в обществе сказалось и на изображениях города Видовой архитектурный пейзаж все более уступает место бытовому жанру. Несмотря на то, что после отмены крепостного права в стране отмечается стремительный рост городов, архитектурный пейзаж большого распространения не получил (как это было в XVIII веке) В городских бытовых жанрах этого времени архитектура играет роль фона как бы безразличного к происходящему. Если в XVIII веке точно называли архитектурный памятник, который изображал художник, то в XIX веке этого не
- Київ+380960830922