Ви є тут

Творчество К.М. Быковского и классицистические тенденции в архитектуре Москвы последней трети XIX в.

Автор: 
Розанова Татьяна Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
273967
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
% ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Обоснование темы, ее актуальность. Обзор литературы. Предмет, объект, цель и новизна исследования................ 5
ГЛАВА I. Развитие классицистического направления в архитектуре эклектики Москвы последней трети XIX в......... 19
1. «Классические» стили в творчестве московских архитекторов последней трети XIX в.
1.1. Общая характеристика распространения «классических стилей»
в застройке Москвы последней трети XIX в......................... 19
1.2. Примеры использования ордерных форм в архитектуре конца
1860-х - начала 1880-х гг........................................ 24
1.3. Ордерная архитектура Москвы середины 1880-х - второй половины
1890-х гг........................................................ 28
1.4. Произведения периода поздней эклектики рубежа XX в............... 35
2. Классицистические тенденции архитектуры эклектики в архитектурной историографии (по источникам вт. пол. XIX -нач. XX вв.)
2.1. Особенности восприятия ордерной архитектуры эклектики
современниками................................................... 41
2.2. Изменения критериев оценок классицистического направления
в критических публикациях........................................ 49
2.3. Теоретические высказывания архитекторов-пракгиков................ 57
Выводы........................................................... 60
ГЛАВА II. Архитектурная практика К.М.Быковского.................. 64
1. Ранний период жизни и творчества.
1.1. К.М.Быковский - сын и ученик московского зодчего
М.Д.Быковского................................................... 64
1.2. Учеба в Академии художеств и начало творческого пути............. 67
2. Клинический городок на Девичьем поле (вт. пол. 1880-х - нач.
1890-х гг.)
2.1. Подготовительные работы, предшествующие созданию проекта
университетских клиник........................................... 75
2.2. Градостроительные и объемно-пространственные решения в проекте
Клинического городка К.М.Быковского.............................. 77
2.3. Дальнейшее расширение и завершение строительства комплекса
медицинских сооружений на Девичьем поле.......................... 86
#
3
щ
3. Наиболее значительные произведения первой половины 1890-х гг.
3.1. Здания Московской конторы Госбанка и Ссудной казны............. 91
3.2. Здание Клиники кожных болезней................................. 95
4. Расширение комплекса Старого и Нового университета (середина - вт. пол. 1890-х гг.)
4.1. Реконструкция Нового университета и здание Университетской
библиотеки..................................................... 98
4.2. Зоологический музей, Ботанический корпус и другие постройки
на участке Старого университета................................. 105
Выводы.......................................................... 114
ГЛАВА III. Стилистические предпочтения и теоретические взгляды K.M.Быковского.......................................... 118
1. «Стиль классический» в архитектуре К.М.Быковского.
1.1. Композиционные поиски раннего периода ордерной архитектуры
эклектики - истоки последующего развития стиля в творчестве К.М.Быковского.................................................. 118
1.2. Стилистические особенности произведений К.М.Быковского.......... 124
2. Вклад К.М.Быковского в развитие архитектурной теории.
2.1. Представления К.М.Быковского о динамике развития исторического
Ш архитекту рного процесса........................................ 131
2.2. Высказывания мастера о проблемах стилеобразования в архитектуре
XIX в........................................................... 137
Выводы.......................................................... 142
ГЛАВА IV. Педагогическая и общественная деятельность К.М.Быковского.................................................. 145
1. К.М.Быковский - педагог Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
1.1. Преемственность традиций в московской архитектурной школе 145
1.2. Преподавание K.M.Быковским курсов архитектуры и истории
искусств........................................................ 152
2. Участие К.М.Быковского в деятельности художественных и научных обществ.
2.1. Работа в Московском архитектурном обществе и Обществе
любителей художеств............................................. 158
2.2. Изучение и реставрация памятников архитектуры................... 164
Выводы.......................................................... 169
Заключение. Основные результаты и выводы исследования........... 172
ф
27
в Академии художеств в Петербурге, по возрасту можно отнести к «среднему поколению». Примерно в середине 1870-х гг., появляются его первые проекты, в том числе, комплекс зданий на ул. Петровские линии, 1-2 (1876, совм. с
С.Н.Шестаковым). (Табл.5) В этой ранней работе проявились характерные черты творческого почерка, которыми будут отмечены многие его произведения на протяжении долгого и плодотворного творческого пути - монументальность и сложность композиций крупных сооружений с выразительным, богатым декором, заимствованным из архитектуры позднего Ренессанса и барокко (12).
В крупных зданиях пространства между' ризалитами, как правило, заполняются двумя этажами окон со сложными обрамлениями, практически занимающими всю плоскость стены и превращающими ее в сплошной орнамент. Подобный прием можно встретить в решениях доходных домов, торговых зданий, банков: например, он был использован Б.В.Фрейденбергом при реконструкции здания Московского банка на Ильинке, 10 (1882), которое положило начало созданию ансамбля репрезентативных деловых сооружений, придавших новый характер старинной улице. (Табл.6)
В начале 1880-х гг. осуществил первые работы - строительство ряда доходных домов - В.П.Загорский (1846-1912), также выпускник Академии художеств, академик архитектуры. В своем творчестве он в основном отдавал предпочтение ордерным формам, и наиболее значительные его произведения выполнены в «классическом» стиле, напоминающем архитектуру французского классицизма. Одним из наиболее типичных примеров является доходный дом на Тверском бульв., 7 (1882). (Табл.6)
Тенденция измельчения деталей сплошного декоративного покрова фасадов не означает, что в общем решении архитекторами не были найдены средства, которые позволяют выделить наиболее значимые части композиции. Так, фасады крупных протяженных общественных зданий в некоторых случаях решаются путем создания сильных, «преувеличенных» акцентов, которые рассчитаны на восприятие с большого расстояния и организуют композицию в целом. Для этого используется, например, такой элемент, как высокая арка, опирающаяся на ордер и прорезающая вышележащий этаж, что позволяет выделить центр здания и подчеркнуть его значимость в масштабе улицы. Этот
28
прием использован Л.Е.Всбером в решении фасада гостиницы и ресторана «Славянский базар».
В жилых домах устраивается повышенный аггик в центральной части (иногда богато украшенный), использование которого становится очень распространенным в архитектуре эклектики (А.Е.Вебер, 1881, Кузнецкий мост, 7; А.С.Каминский, 1873, Пречистенка, 20). (Табл.7) Кроме того, применяется прием увеличения высоты центральной, или наоборот, боковых частей здания с образованием усложненного обрамления одного «главного» окна, например, в работах Л.С.Каминского - особняках на Тверском бульв., 25 (1882) и Пречистенке, 14 (1875). Той же цели может служить и портал входа, возвышающийся над зданием и увенчанный фронтоном (А.С.Каминский, 1884, Калашный пер., 12), или решенный в виде одноэтажной пристройки, выступающей из основного объема (Б.В.Фрейденберг, 1884, Знаменка, 10). Последний пример демонстрирует еще один вариант обогащения и усложнения общей композиции - устройство «срезанного угла», когда угловая часть здания решена как ризалит, в котором размещен балкон, обрамленный кариатидами.
Традиционная для московской архитектуры ротонда с купольным завершением сохраняет свое значение и в произведениях эклектики, не вызывая, очевидно, желания отказаться от нее только потому, что это - элемент, распространенный в архитектуре классицизма. Закругленный угол здания также можно рассматривать как прием, позволяющий создать сильный акцент, необходимый с градостроительной точки зрения, как в зданиях на Петровских линиях Б.В.Фрейденберга и на Тверском бульв., 7 В.П.Загорского.
1.3.Ордерная архитектура Москвы середины 1880-х-второй половины 1890-х гг.
Период сложившегося стиля ордерной архитектуры эклектики середины 1880-х- второй половины 1890-х гг. в количественном отношении -самый значительный; происходит резкое увеличение объемов строительства и интенсивное развитие и усложнение объемно-пространственных решений различных типов зданий. Ордерная архитектура оказывается способной ответить самым разнообразным функциональным задачам, и в «классических стилях» в