Оглавление
Введение...................................................................4
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К ФОРМИРОВАНИЮ ОТКРЫТОГО АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
1.1 Тенденции формирования открытого пространства в
городской среде............................................................10
1.1.1. 11сгоричсскис предпосылки возникновения гомогенной среды современного города.......................................................14
1.1.2 Обзор отечественного и зарубежного опыта пространственной организации комфортной городской среды.....................................17
1.2. Анализ принципов организации открытых архитекту рных
пространств в структу ре города...........................................22
1.3. Показатели качественного анализа территории для организации
открытого архитектурного пространства.....................................28
1.3.1. Комплексная оценка показателей социального качества
городской среды...........................................................32
N
В ы в оды но 1 г л а в с..................................................37
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОТКРЫТОГО АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ 2.1.Обзор теоретических концепций организации городского -
пространства..............................................................40
2. 1.1.Обзор теоретических концепций восприятия формы.....................44
2.1.2.Теорстическая модель организации открытого
архитектурного пространства...............................................48
2.2.Анализ формообразования архитектурного пространства...................50
2.2.1.Анализ средств гармонизации архитектурного пространства.............52
2.2.2.Анализ композиционных структур архитектурного пространства..........60
2.2.3.Анализ информационно-символического значения элементов архитектурного пространства (архетипов)...................................64
2.2.4.Анализ действия цвета на формообразование
архитектурного пространства...............................................72
* 2.3.Семиотическая модель открытого архитектурного
пространства и городской среде............................................78
2.4. Классификация открытых архитектурных пространств.....................80
Выводы п о 2 г л а в с....................................................81
ГЛАВА 3. МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ОТКРЫТОГО АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
3.1. Метод моделирования открытою архитекту рного пространства на основе композиционных приемов формообразования:
гармонизации, структурирования, развития архетипов........................84
3.1.1.Рекомендации по использованию принципов
формирования открытого архитектурного пространства в городской среде 90
3.2.Прием сценарного моделирования открытого
архитектурного пространства.............................................. 94
3.2.1.Прием виртуального моделирования открытого
архитектурного пространства...............................................96
£ 3.2.2.Прием организации мобильной цветовой среды..........................97
3.2.3. Приемы использования цвета, как формообразующего элемента открытого архитектурного пространства в городской среде..................102
3.2.4. Рекомендации но применению цвета, как формообразующею
элемента открытого архитектурного пространства в городской среде.........109
3.3.Структу рная организация открытого архитектурного пространства
на основе законов восприятия........................................... 111
3.3.1. Архитектурно-ландшафтная организация открытого
архитекту рного пространства.............................................119
Выводы п о Зг л а в е....................................................123
Общие выводы.............................................................126
Заключение...............................................................128
Библиография.............................................................130
Словарь терминов.........................................................141
Приложение...............................................................146
*
3
проектом, здания ІІРКЛМ п центра ГІомішду должны были иметь единый архитектурный стиль, к соединены между собой специальной рампой. Но и последствии проект претерпел изменения. Здание ИРКАМ явилось тем главным связующим элементом, который придал смыл разрушенному кварталу и создал единое информационное ноле. Здание занимает угол пространства, образовавшегося между площадью Игоря Стравинского и улицей С. Мерри. Эго сооружение взяло па себя роль соединительного, функционального и архитектурного момента, создавшего связь между подземными пространствами - уже сооруженными по новому проекту' - и двумя небольшими уцелевшими зданиями. Доминирующим моментом повой плошали стали вода и плавающие на пей скульптуры Тэнгли.
Анализируя данный объект, имеющий длительную эволюцию во времени, можно заметить стремление архитекторов к формированию отличительного и, вместе с тем, очень гармоничного пространства. Пространства, не выпадающего из общего контекста городской среды, а добавляющего ему новый смысл, понятный и жителю города, и профессионалу - архитектору. На данном примере виден новый подход к созданию публичных пространств.
Пространственное преобразование исторической среды
Примером моїут служить работы архитектора - дизайнера Бюрана. Работы Бюрана характерны точной привязкой к смысловому архитекту рному контексту*. Свое решение он прикладывает не к обезличенному пространству, а конкретному участку в городской среде. Он трансформирует пространство, посредством его отрешенности, переводя его из одного контекста в другой, завладевает вниманием зрителя и фокусирует восприятие на определенных точках [41,с. 1-3].
Главный элемент идеи работ Бюрана - «конверт, контейнер, оболочка» -обезличен и лишен семантики. Прием используется архитектором для освобождения строения от чужеродного окружения, он стремится открыть его наружу, оформить таким образом, чтобы выявить наличие смысловых архитектурных связей, вписывающихся в реальный мир.
В работе «В одном конверте может быть спрятан другой» «оболочка» прилагалась к архитектуре выставочного центра, расположенного в здании музея Ват. Вокруг существующего здания, как вокруг материальной опоры, был построен
огромный каркас, обтянутый холстом и черно-белую полоску. Здание было помешено и куб, имеющий диагональные прорези и но размерам соотистстнующий объему объекта. Несмотря на искусственность каркаса, он не выглядит фальшивым, в огличии от театрального реквизита, с помошыо которого в прошлые века создавались самые причудливые архитектурные сооружения, чтобы скрыть привычный облик городов во время праздничных торжеств.
Очевиден прием контраста в создании архитектурного пространства. Кюрап создаст новый элемент, который ярче и выгоднее подчеркивает достоинства сложившейся среды. «Накладной фасад производит сильное визуальное впечатление благодаря тому, что сам по себе представляет существенный геометрический объем, который опасти заслоняет и как бы отрицает наличие другого архитектурного чуждого ему объема». Он стремится разрушить привычное восприятие объекта, а также « пассивное закрепление за предметами их функций». В этой связи сам Пюран говорит: «Первая дверь, которую я прохожу, ведет к моему творению» [41 ,с. 1 ].
На этой основе можно говорить о различных модульных конструкциях, которые ♦ очень мобильны и легки в сборке. Перемещение в городском пространстве таких
систем дает возможность увеличения гибкости среды, создания новых точек восприятия, и пробуждения интереса жителей к собственному городу, он всегда будег для них нов и интересен. Работа Нюрана иллюстрирует возможности преобразования городской среды, ее обновления и усовершенствования на основе решения пространственных задач.
Пошли подход к памяти изменяет архитектурную проблематику. Архитектурные формы переосмысляются и используются в реальном контексте времени, при том все более краткосрочном.
Мировой опыт трансформации среды с помощью моделирования пространств имеет испосредственное значение для ее гармонизации.
Это хороню прослеживается в городах Японии, которые в отличии от европейских, находятся в более урбанизированном состоянии. По при эгом поражает умение японцев создавать человеческие пространства. На улицах японских городов, даже рядом с небоскребами, не ощущается аїрессивное иоде города. Японцы создают ступенчатые пространства, удобные для восприятия их человеком. Первый уровень
«г
20
- Київ+380960830922