ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ К ХРАНЕНИЮ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.
1.1. Обзор существующих способов получения информации об объектах культурного наследия
1.2. Обзор использования архитектурной комбинаторики для описания архитектурных объектов
1.3. Анализ существующих исследований по архитектурной .......эклектике .. ...................................
1.4. Ретроспективный обзор южнороссийской региональной архитектуры второй половины XIX - начала XX вв.
2 . ИССЛЕДОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ
ПЕРИОДА ЭКЛЕКТИКИ НА ПРИМЕРЕ КРУПНЫХ
ГОРОДОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Терминологическая систематизация и выявление специфики элементной базы фасадов объектов периода эклектики
2.2. Основные принципы отбора и систематизации фасадов архитектурных объектов южнороссийской эклектики
2.3. Исследование основных композиционных построений фасадов архитектурных объектов периода эклектики
2.4. Анализ архитектурного декора в фасадах региональных объектов периода эклектики
3. СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФАСАДОВ
ЭКЛЕКТИКИ
3.1. Подход к последовательному рассмотрению фасада
3.2. Методика формирования графических моделей фасадов архитектурных объектов периода эклектики
3.3. Структурирование элементов фасадов архитектурных объектов периода эклектики
2
4
И
11
15
22
34
46
46
53
61
68
76
76
83
94
2
4 . РАЗРАБОТКА ПОДСИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО
ПОИСКА ЭЛЕМЕНТОВ ФАСАДОВ АРХИТЕКТУРНЫХ
ОБЪЕКТОВ ПЕРИОДА ЭКЛЕКТИКИ
4.1. Разработка структуры системы «ФАСАД»
4.2. Разработка системы каталогизации элементов фасадов
4.3. Организация системы поиска объектов по архитектурным элементам их фасадов
4.4. Экспериментальная апробация системы автоматизированного поиска объектов по архитектурным элементам их фасадов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
3
3
109
110 , 112
121
124
128
133
18
«Для архитектурной комбинаторики «слойность» формы имеет первостепенное значение, причем как на морфологическом, так и на содержательном уровнях. Комбинаторика разворачивается послойно. В каждом слое возникает своя комбинация элементов, качеств и т.п. Кроме того, весь объект в целом есть не что иное, как комбинация морфологических и содержательных «слоев» [89].
Как следует из [89], принцип послойного изменения формы распространяется на определение ее геометрических характеристик, функций, конструкций, материалов и т.д. при этом целостность формы не нарушается благодаря взаимному согласованию характеристик разных «слоев» формы. Фундаментальная особенность архитектурной комбинаторики заключается в наличии постоянных и переменных элементов. Постоянное начало, в каком бы виде оно не существовало, создает комбинаторное поле и удерживает создаваемые сочетания в границах этого поля.
Комбинаторный цикл - это некоторое множество комбинаторных операций, обладающих каким-либо объединяющим признаком, например, подчиненностью одной идее, наличие одинаковых элементов, использование одного правила. В интересах формализации процесса комбинаторные циклы можно четко артикулировать и превратить в важное звено алгоритмов комбинирования. Использование циклов позволить структурировать комбинаторные операции и перейти к разработке соответствующих программ.
«Чрезвычайно важной характеристикой комбинаторных процедур представляется их своеобразная цикличность. Она обнаруживается во всякой более или менее сложной форме. Опираясь на фактический материал, можно заключить, что все циклы обладают своей элементной базой (каталогом комбинируемых единиц) и вполне соответствуют структурной иерархии архитектурной формы. Они разворачиваются и в рамках всего объекта и в отдельных его частях. Проявлением цикличности можно считать и тот факт, что довольно часто в дело идут не только простейшие элементы, но и специ-
19
ально созданные из них сочетания (группы). Формирование подобных групп образует в таком случае начальный цикл комбинаторных операций» [89].
Одной из предпосылок структуризации архитектурной формы может явиться характер ее построения, а в частности, наличие метрических и ритмических рядов, поскольку они «содержат рациональное начало, реализуемое назначением количественных параметров (размеров, количества элементов, интенсивности цвета, активности фактуры и т.п.)» [89].
Наиболее распространенными комбинаторными операциями являются симметричные преобразования. «Симметричные преобразования осуществляются относительно осей симметрии, число которых может меняться» [126]. Как отмечается [89], существует 6 вариантов симметричных комбинаций из любого одного элемента на плоскости, т.е. любой элемент можно расположить относительно себе подобных с сохранением правил симметрии семнадцатью разными способами. Все симметричные преобразования производятся с помощью трех основных операций: переноса, поворота или зеркального отражения элемента относительно оси симметрии. Возможны сочетания этих процедур, например, зеркальное отражение с переносом и т.п. Также подчеркивается универсальность симметричных преобразований и то, что они могут определять весь композиционный строй объекта от общей формы до детали, как это происходило в эпоху классицизма.
Согласно [89], основными характеристиками формы являются:
- геометрические - размеры и конфигурации;
- компоновочные - членения , соотношения частей и элементов (количественные, пропорциональные и др.), позиционные характеристики (взаимоположение частей и элементов), связи частей и деталей, фактура, цвет и т.д.;
- конструктивные - строительные конструкции, материал.
В комбинациях этих характеристик выражается цель комбинаторных процедур. Они служат носителями тех идей, эмоций и образов, которые хотел реализовать архитектор.
- Київ+380960830922