2
Оглавление.
Введение.........................................................4
Глава I. Истоки Веркбунда и образование организации
(1900-1907 гг.).........................................9
1.1. Историческая ситуация в Германии накануне создания Веркбунда....................................................9
1.2. Основные тенденции развития архитектуры в период, предшествующий созданию Веркбунда...........................17
1.3. Дрезденская выставка прикладного искусства 1906 года.
«Дело Мутезиуса»................................................47
1.4. Итоги подготовительного периода............................60
1.5. Учредительное собрание
и провозглашение Веркбунда......................................72
s) 1.6. Веркбунд^ и «Arts and Crafts».
rj
Сопоставительный анализ.........................................88
\
Глава II. Деятельность Веркбунда в области архитектуры в период перед Первой мировой войной (1907-1914 гг.)................101
2.1. Жилая сфера.
Архитектура особняков, города-сады.............................103
2.2. Промышленная сфера. i
Архитектура фабрик.............................................157
2.3. Общественная сфера.
Архитектура театра.............................................194
Глава III. Кельнская выставка Веркбунда 1914 г., как итог предвоенного этапа развития организации.
Седьмой съезд Веркбунда.......................................232
3.1. Подготовка Кельнской выставки............................233
3.2. Архитектура выставочных павильонов.......................244
3.3. Седьмой съезд Веркбунда..................................271
Заключение....................................................293
4.1. Три этапа в развитии Веркбунда
за предвоенный период.........................................293
4.2. Итоги предвоенного этапа деятельности организации.
Место Веркбунда в истории мировой архитектуры.................298
Приложения....................................................305
Библиография..................................................369
Литература на иностранных языках..............................369
Архивные документы............................................378
Статьи в немецких газетах и журналах начала XX века...........380
Литература на русском языке...................................383
37
простота была следствием усложнившейся задачи и расширившегося взгляда на мир.
В перемене отношения к искусству и его роли в обществе в период рационализации есть и еще один любопытный аспект: модерн был в большой степени «женским» стилем. Не только потому, что он, по словам ван де Вельде, изобиловал «обнаженными женщинами и цветами»; и не только потому, что впервые в художественной деятельности мужчин на равных участвовали женщины: ткали, вышивали, лепили и тд. Ориентация на рукотворное ремесло, характеризовавшая модерн, предоставила женщинам огромное поле деятельности, ибо мужчины в большой степени, либо отвыкли от подобных занятий, либо никогда не были тесно связаны с ними. Однако главным было не это. Создание художественных колоний, в которых по-преимуществу и «цвел» модерн, стало результатом протеста. По словам психолога и культуролога А. Эткинда, «рациональная культура капиталистического города вызывала ожесточенное сопротивление. Освящая собственность и семью, разделяя частную и публичную жизнь, монополизируя насилие в руках государства, делая культ из абстракций науки и права, очищая жизнь от страсти и карнавала буржуазия вызывала к жизни встречные социокультурные движения - отрицающие собственность, семью и рациональность, сливающие частную и публичную жизнь в мистике запоздалого маскарада»29. Хотя в художественных колониях по преимуществу сосуществовали именно семьи, провозглашалось равноправное и «внесемейное» положение всех участников колонии. Некий художественный социализм или даже коммунизм. (В большой степени осуществление подобных идей было возможно благодаря тому, что участники подобных сообществ были очень молоды и, если
29 Эткинд А.М. Содом и Психея. Москва, 1996. С. 89.
уже и имели жен, то, как правило, еще не имели детей). Мужчины принимали добровольную изоляцию в рамках колонии, игравшей роль большой семьи. Их постоянная «возня» с домашними мелочами, предметами быта, которым уделялось теперь больше внимания, чем не только общественным или политическим, но и архитектурным вопросам, приводила к специфическим психологическим изменениям: мужчины тяготели к «женственности»: культивировалось
экзальтированное, восторженное и сентиментальное отношение к жизни. Все воззвания модерна писались «со слезой» и таким восторженным надрывом, который вызывает в современном читателе чувство некоторой эстетической брезгливости и страха за душевное здоровье автора.
Женщины, напротив, по отношению к прежнему своему положению, занимали более конструктивные и весомые позиции в обществе (пока, правда ограниченном рамками колонии). В ответ на настойчивое стремление государства разделить роли мужчины и женщины в семье, в художественных колониях наблюдалась тенденция к нивелированию, слиянию полов. (Не зря эпоха символизма, архитектурным проявлением которой являлся модерн, так интересовалась проблемой андрогинов). Это был первый этап в попытке наделения мужчин и женщин общими правами, второй, более радикальный этап того же процесса пришелся на 1920-е гг.
Показательным является и выраженный интерес художников модерна к женскому платью. Практически все ведущие архитекторы Веркбунда занимались на рубеже веков моделированием его вариантов. Свобода чувствований требовала и телесного освобождения и вот, благодаря художникам модерна, «подушечки, «сиденья» безобразных «тюрнюр» исчезли так же, как и возвышавшиеся над юбкой, распяленные критовым усом корсажи с
- Київ+380960830922