2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................4
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
АРХИТЕКТУРЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИХ
ЦЕРКВЕЙ НА УКРАИНЕ ................................11
1.1. Исследования римско-католических церквей на Украине в конце XIX - начале XX века.................11
1.2. Изучение архитектуры римско-католических церквей на Украине на современном этапе.................18
1.3. Структура и методы исследования................25
Выводы к разделу 1..................................33
РАЗДЕЛ 2. СИМВОЛИЧЕСКАЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИХ
ХРАМОВ В РЕГИОНЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................36
2.1 Знаковая система христианского храма. Построение
литургических центров в интерьере храма .......36
2.2. Пространственная организация церквей региона ..49
2.3. Условия развития римско-католического зодчества
в южной и восточной Украине.....................67
Выводы к разделу 2..................................76
РАЗДЕЛ 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ КАТОЛИЧЕСКИХ ЦЕРКВЕЙ В ЮЖНОЙ И
ВОСТОЧНОЙ УКРАИНЕ...................................81
3.1. Развитие римско-католического зодчества в южной и восточной Украине в конце XVIII - середине XIX веков..............................................81
3
3.2. Формирование стилевых направлений в римско-католическом зодчестве во второй половине XIX -
начале XX веков..................................102
Выводы к разделу 3...................................126
РАЗДЕЛ 4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕКОРАЦИИ В ИНТЕРЬЕРАХ ЦЕРКВЕЙ РЕГИОНА 129
4.1 Стиль и тематическое содержание художественных
форм, их синтез с пространственной средой........129
4.2 Использование результатов исследования для прак-
тики восстановительных работ в римско-
католических храмах региона......................140
Выводы к разделу 4...................................146
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ...................................................150
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................157
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................... 171
25
ственными организациями производится в памятниках республиканского значения. Храмы регионального значения возрождаются силами религиозных общин. В связи с этим информация о таких объектах с 1991 гола публикуется в виде статей в периодических римско-католических изданиях «Християнське Слово», «Парафіяльна газета», «Волання з Волині», «Credo» и др. [84, с.4; 92, с.45; 143, с.9; 144, с.21].
Наряду с материальной организацией католической архитектуры с середины XX века западными учеными были рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся церковных символов и их семантических значений. Необходимость исследования исторического развития литургии, ее предметносимволического наполнения возникла после II Ватиканского Собора, раскрывшего новые перспективы в развитии сакрального искусства и архитектуры с учетом национальных традиций каждого региона. Е. Браун, JI. Буйе, Х.Б. Мэер, Р. Бергер, X. Хенрике и другие рассматривают сложение раннехристианской архитектуры как переосмысление пространственных структур Иерусалимского храма, его ключевых функциональных центров - «Престола Моисея», Ковчега Завета, Вимы [72]. Этими же учеными рассмотрены функции предметов литургии, их связь с пространственной организацией частей храма.
1.3. Структура и методы исследования
Структура исследования построена на основании того, что изучается художественно-символический тип сооружения, в котором значение символа имеет первостепенное значение. В соответствии с расположением символов выстроены архетипические формы, которые становятся универсальными на протяжении всего периода развития архитектуры. В связи с этим представляется возможным обозначить концептуальную схему проведения исследований объекта (схема 1).
26
Схема 1
о Ы і 1. Символ - семантическое значение (знаковая система) ► 1. Формирование пространственной структуры
т 1 і г
I 2. Архитипические формы, 2. Морфологические характе-
как способы выражения уни- -> ристики храмов
2 го к версальности знаковой систе-
Сч мы
сч т I 1
і
а
5
а сз
о X
і сЗ а 2 го 3?
сз
X Й( ис
. 25
со Н
3. Геокультурные (региональные) привнесения
3. Пространственная организация, внешняя композиция объемов, формы художественной декорации
Последовательность исследования в приведенной выше системе соответствует поставленным перед работой задачам и способствует аргументированному их рассмотрению образуя три группы вопросов — формирование пространственной структуры; морфологические характеристики храмов; пространственная организация, внешняя композиция и художественная декорация интерьера. Обработка материала систематизировалась с учетом внешних и внутренних условий развития формообразования объекта [45, с.84].
В вопросе формирования пространственной структуры храма анализируется построение архитектурных частей на основе символов и их семантических значений. Выделение символов определяет пространственное членение храма на иерархические структуры.
Ряд исследователей (П. Флоренский, Л.А. Успенский, П. Нвдокимов, В. Лосский и другие) выделяют символ как элемент, входящий в архитектурнознаковую систему храма и находящийся одновременно па уровне материальной и перцептивной морфологии [137, с.36; 138, с. 121; 191, с. 167]. Отдельные символы и их значения объединены в литургических центрах: алтаре, сиденье свя-
- Київ+380960830922