2
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДШИЕ...................................................
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ЗОДЧИХ У вв. до н.э............................................... 8
1.1. Формирование основных направлений в исследованиях профессиональных методов древнегреческих зодчих ...................................................... 8
1.2. "Теории" пропорций и оптических поправок ... 10
3. Исследования Дж.Коултона.................................. 13
4. Метрологические исследования.............................. 17
5. Методика исследования . . . ............................. 19
ГЛАВА П. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ЗОДЧИХ,
ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГРЕЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ................................................... 25
ПЛ. Профессиональные знания и представления древнеегипетских зодчих ......................................... 25
П.1.1. Становление системы практических математических
знаний древних египтян ................................. 25
П.1.2. Отражение математических знаний и египетской
метрологии на рельефах Хесира .......................... 31
П.1.3. Развитие астрономических знаний и представлений 37
П.1.4. Астрономические знания на рельефе Хесира-жреца 42
П.2. Религиозно-астрономические представления и художественно-пространственное мышление древних
египтян....................................................44
П.З. Технические приемы построения архитектурной формы 48
П.3.1. Технические приемы построения архитектурной формы, отраженные в строительных документах ..... 48
3
3.2. Реконструкция технических приемов построения египетских пирамид ..................................... 52
3.3. Технические приемы в храмовой архитектуре, инструмент зодчего и-меры........................... . 55
ГЛАВА Ш. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ЗОДЧИХ У1-7 вв. до н.э.
Ш.1. Практические математические и астрономические
знания древнегреческих зодчих 62
Ш.1.1. Математические знания греческих зодчих и их
отражение в текстах античных авторов ............... 62
111.1.2. Астрономические знания и представления .... 72 Ш.2. Технические приемы построения архитектурной формы
Ш.2.1. Пропорции и размеры ионийских храмов ............... 77
Ш.2.2. Технические правила и приемы построения архитектурной формы в Материковой Греции, Сицилийских и Италийских колониях ....................... 79
Ш.2.3. Пропорции и размеры ордера ......................... 94
Ш.З. Художественно-пространственное мышление древнегреческих зодчих и художников (на примере ансамблей в Олимпии и Афинского акрополя) ....................... 99
111.4. Художественные и технические приемы построения архитектурной формы и линейка аттических зодчих
(Парфенон)............................................109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................... Ы8
СПИСОК СОКРАЩЕНИИ............................................... 125
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................... 126
23
турного языка, т.в. языка знаков и символов, посредством которого можно было передавать определенное содержание. С помощью же практических математических знаний фиксировались важнейшие положения звезд и солнца, тем самым используемые геометрические фигуры и числа, определяющие их стороны, могли становиться символами, несущими в себе астрономическое содержание, которое могло переноситься в архитектуру и влиять на выбор отношений размеров сооружений.
Кроме того, математические знания были необходимы для строительной практики. Зодчие в древнем мире не знали еще законов строительной механики, поэтому размеры конструктивных элементов подбирались опытным путем. Удачно выбранные размеры сооружений закреплялись на основе системы практических математических знаний. В сопоставлении с разработанными правилами и приемами строительной разбивки они ложились в основу технического решения сооружений.
Вследствие того, что практические математические и религиозно-астрономические днания и представления были заимствованы во многом греками из Египта9, предварительно необходимо, по мнению автора диссертации, выявить комплекс профессиональных знаний и представлений, использовавшихся технических средств египетских зодчих, которые непосредственно повлияли на становление и развитие греческой архитектуры. Это может хотя бы частично восполнить утрату греческих архитектурных трактатов. Для этого необходимо воссоздать процесс развития и становления системы профессиональных знаний и представлений древнеегипетских зодчих и установить их отражение в архитектуре.
Принятая автором диссертации методика исследования профессиональных методов древнегреческих зодчих, определившая последовательность изложения материала в работе, сводится к следующим
24
положениям:
- на основе выявленных профессиональных знаний и представлений египетских зодчих и их сопоставления с мифологическими
I
текстами греков и высказываниями античных авторов, используя труды современных ученых, попытаться установить уровень профессиональных знаний и представлений греческих зодчих У1-У вв, до н.э.;
- опираясь на установленные факты, попытаться выявить специфические особенности художественно-пространственного мышления греческих зодчих и на основе анализа памятников архитектуры Греции раскрыть их художественный замысел;
- на основе изучения уровня практических и, прежде всего, математических знаний, древней метрологии, строительных документов, техники строительства и т.д. установить основные технические приемы построения архитектурной форта и проследить их развитие на конкретных памятниках греческой архитектуры У1-У вв. до н.э., опираясь на качественные обмеры и реконструкции храмов, выполненные авторитетными исследователями и принятые в современных справочниках;
- опираясь на установленные уровень практических знаний и ' представлений, художественно-пространственное мышление и технические приемы построения архитектурной формы, объяснить выбор соотношений в размерах храмов и дать оценку архитектурного творчества греков исследуемого периода.
Вследствие того, что фактически отсутствуют труды исследователей, в которых объясняется историческая последовательность развития и становления комплекса профессиональных знаний и представлений египетских зодчих, без чего нельзя было приступить к изучению поставленной проблемы, автору диссертации пришлось посвятить вторую главу рассмотрению этих вопросов.
- Київ+380960830922