Ви є тут

Формирование и художественное своеобразие архитектурного языка раннего венецианского Ренессанса : вторая половина XV - начало XVI вв.

Автор: 
Рябский Александр Вячеславович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295672
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................1
1. ФОРМИРОВАНИЕ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ РАННЕГО ВЕНЕЦИАНСКОГО РЕНЕССАНСА............................12
1.1 Истоки раннего венецианского Ренессанса.............12
1.2 Архитектура в манере «all’antica» и политика венецианского государства............................................24
1.3 Культовая венецианская архитектура - проводник ренессансных идей...................................................29
1.4 Аристократические резиденции раннего венецианского Ренессанса.............................................41
Примечания..............................................49
2. ВЕНЕЦИАНСКИЕ МАСТЕРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV-НАЧАЛА
XVI ВЕКОВ...............................................52
2.1 МауроКодусси........................................53
2.2 Пьетро и Туллио Ломбардо (Солари)...................72
Примечания..............................................95
3. АРХИТЕКТУPHO-KOI1СТРУКТИВНЫЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ
ФОРМЫ МАНЕРЫ «ALL’ANTICA», ЕЕ СШЦИФИЧЕСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ................................97
3.1 Ордерный декор......................................97
3.2 Цветная плоскость и монохромная пластика...........118
3.3 Триумфальная арка..................................127
3.4 Бифорий............................................132
3.5 Структура купол на парусах и греческого креста.....139
Примечания.............................................154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................155
ЛИТЕРАТУРА................................................160
2
ВВЕДЕНИЕ
Архитектура раннего венецианского Ренессанса представляется примечательным явлением, сформировавшимся на перекрёстке нескольких культурных и архитектурно-строительных традиций. На архитектуру Венеции в меньшей степени, чем в других городах Италии, влияли классические формы зодчества, так как в городе не присутствовало древнеримских руин. Немалое воздействие в X - XIV веках оказывала
византийская архитектурно-строительная традиция с её аркадами, мозаиками и пространственными решениями культовых сооружений, а, кроме того, вплоть до середины XV века в Венеции преобладали позднеготические архитектурно-художественные традиции.
Во второй половине XV века в городе стали появляться сооружения в манере «аП’ахШса» («в духе древних»), архитектура которых подражала произведениям античности. Однако при этом сама «древность» не была отчетливо идентифицирована. Так, например, во Флоренции, как и во многих других частях Италии, раннеренессансные архитекторы обращались к формам пре-готтеских сооружений, чаще всего к постройкам романской архитектуры. В Венеции византийские по происхождению здания нередко понимались как поздние памятники античной эпохи. К концу XV столетия новая архитектурная стилистика «в духе древних» все более осознанно использовалась многими венецианскими мастерами, однако, рассматривая их постройки, ещё трудно говорить о полностью сложившихся ренессансных архитектурных принципах.
Тем не менее, архитектура раннего венецианского Ренессанса сыграла важнейшую роль в процессе распространения архитектурной культуры итальянского Возрождения за пределами самой Италии. С. С. Подъяпольский и многие другие исследователи в своих работах уделяли значительное внимание связи архитектуры раннего венецианского Ренессанса с московским
3
венчается аттиком, разбитым горизонтальным карнизом на две равные части. Две криволинейные лопасти карнизов симметрично завершают две боковые части и фланкируют аттик центральной части фасада, оконченный циркульным фронтоном с круглым оконным проемом.
Как уже сообщалось, значение церкви Сан Дзаккариа напрямую было связано с одним из важнейших республиканских церемониалов - публичное посещение дожами церкви. Именно это давало возможность современникам связать новую архитектуру церкви с честью и триумфом дожей (honores et triumphi ducatns)[37]. Значение строительных работ, которые финансировались Сенатом Венецианской Республики, а в действительности рядом богатейших венецианских аристократических семейств, особенно акцентировалось церемониальным значением церкви.
1.4 Аристократические резиденции раннего венецианского Ренессанса В последние десятилетия XV века в Венеции началось интенсивное строительство гражданских сооружений в манере «alPantica». Венецианская аристократия, в особенности её самые влиятельные и богатейшие представители, такие как семейства Ландо, Дзорци, Лоредан, Корнер, осознавала, что именно архитектура в манере «all’antica» была способна символизировать происхождение от благородных древнеримских родов.
Многие из знатных семейств «Золотой книги» города (список всех влиятельных венецианских аристократических родов) строили новые или перестраивали устаревшие готические дворцы в новой ренессансной стилистике «в духе древних». На рубеже XV - XVI столетий, по крайней мере, четверть домов в городе была перестроена в соответствии с новой архитектурной манерой [38]. Эти дома богатейших купцов и патрициев не назывались «палаццо» (дворец), а именовались как «каза» или попросту «ка» (от итальянского слова дом - casa). Единственным дворцом, то есть «палаццо», в ту эпоху в Венеции считался лишь дворец Дожей - палаццо Дукале.
41
Первая попытка возвести аристократическую резиденцию «в духе древних» была предпринята в 60-е годы XV столетия. Но дворец так и не был завершен. Ка дель Дука [Са’ del Duca] расположено на Большом Канале и называется так потому, что оно возводилось по заказу Франческо Сфорца [Francesco Sforza], герцога миланского. Во время ухудшения отношений между Венецией и Миланом дворец был конфискован в 1450 году, но после мирного договора, заключенного в городе Лоди [Lodi], герцогу было предложено выбрать другое венецианское палаццо. На этот раз дворец располагался в районе Сан Поло [San Polo]. В 1458 году Сфорца посылает лучшего архитектора, работающег о для него в Милане - Антонио Филарете [Antonio Filarete] - для разработки проекта дворца герцога на новом участке. Однако в 1460 году, используя своего посла в Венеции Гуидобоно [Guidobono], Сфорца настоял на замене своей резиденции на ту, которая была на Большом Канале и принадлежала уже к тому времени знатной и богатой венецианской семье Корнер или Корнаро [Сотаго]. На тот момент Филарете был занят проектом Оспедале Маджоре [Ospedale Maggiore] в Милане, и поэтому Сфорца поставил главным архитектором своей венецианской резиденции флорентийского мастера Бенедетто Феррини [Benedetto Ferrini].4Основание палаццо, оставшееся после бывшего владельца участка Андреа Корнер [Andrea Corner], показалось архитектору далеко не идеальным, однако уже 1461 году Феррини начал изготовление двух моделей будущего сооружения в крупном масштабе. В своем проекте он использовал уже существующую структуру фуидаментов[39].
Однако никаких строительных работ после 1461 года не было выполнено, что привело к расторжению контракта в 1466 году, обязывающего герцога вести строительство на данном участке. В документах о разрыве контракта сообщается, что возведено частично лишь рустованное основание из истрианского камня и начато возведение одной угловой колонны, которую сейчас можно наблюдать встроенной в более позднее жилое сооружение, не представляющее собой для нас никакого особого интереса.
42