Ви є тут

Архитектура и планировка усадебных ансамблей в Северной Эстонии со второй половины 18 века до 1917 года. диссертация ... кандидата искусствоведения : 18.00.01

Автор: 
Майсте Юхан Густавович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1983
Артикул:
279144
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ Том I
Введение ........................................................ 3
Глава I Источники и историография. Инвентаризация архитектуры мыз. Исходные методические положения работы.......................................................... 14
Глава Л Из ранней истории архитектуры мыз. Архитектурноисторические и хозяйственно-политические предпосылки формирования усадебных ансамблей в Северной Эстонии ................................................... 36
* * ■
Глава Ш Архитектурный состав ансамбля мызы Северной Эстонии 18 - начала 20 века
Главное здание....................................... 73
1. Вторая половина 18 века. От барокко к раннему классицизму.......................................... 74
2.'Архитектура мыз в первой половине 19 века.
Зрелый и поздний классицизм ....................... 95
3. Архитектура мыз со второй половины 19 века до начала 20 столетия. Историцизм и модерн 112
Людские флигели, амбары и другие вспомогательные строения............................................. 130
Глава 1У Планировка мызных ансамблей Северной Эстонии
18 - начала 20 века.................................. 153
Список использованных источников и литературы .. 230 Том П Приложения ........................................... 257
Том Ш Илююстрация .......................................... 358
Том 1У Иллюстрации ...........................................412
3
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы в области исследования архитектуры и охраны памятников встал целый ряд новых проблем* Как в пространственно-временном, так и в типологическом отношении расширился круг тем, рассматривающих памятники архитектуры. Совершенно иную, чем прежде, оценку получили целые периоды истории зодчества, отдель -ные памятники и ансамбли. Наряду с т.н. 11 высокими11 примерами вы -дающейся архитектуры всё большее внимание уделяется относительно более скромной архитектуры, в более широком смысле - всему архи -тектурному наследию во всем разнообразии его выразительных форм.
Исключительно многочисленный, при этом - с точки зрения истории архитектуры до сих пор мало исследованный вид памятников образуют в Эстонской ССР ансамбли мыз (поместий). Продолжавшаяся сто -летиями вражда между коренным населением и дворянством, особенно взрывным образом проявившаяся в революционных событиях 1905 и 1917 гг., наложила свой отпечаток - и на достаточно долгое время - на наше отношение к рассматриваемому виду памятников зодчества.
Мызы и архитектура мыз рассматривалась прежде всего как сим -вол политического и экономического подавления со стороны чуждого народа. В какой-то мере это вызвано известным положением прибалтийского дворянства, согласно которому они являлись миссионерами - носителями культуры и единственным слоем, служившим развитию эконо -мики, образования и искусства. В разные времена и на различных уровнях архитектура мыз рассматривалась как один из наиболее су -щественных компонентов в деле идентификации развития ,!прибалтий -ской" культуры. * Очень метко можно такое отношение охарактеризовать словами классиков марксизма: "Точно так же феодальная зе-
мельная собственность даёт имя своему королю. История его рода, история его дома и т.д. - всё это индивидуализирует для него его земельную собствен -
66
хитекторов, так и в направлении художественных устремлений в целом. Как на строительную деятельность в городах, так и на архитектуру мыз (хртя и не в такой непосредственной связи) влияние оказывали установленные по всей России сборники типовых фасадов.
На нынешнем этапе исследований архитектура классицизма в эстонской архитектуре мыс} представляет наиболее изученный период строительства. Всё же следует подчеркнуть, что именно это время у нас представлено в наименьшей мере архивными данными. О большинстве зданий поместий того времени нам не известно точного времени строительства, не говоря уж об авторах.
Из-за потраченных на расточительный образ жизни и на строительную деятельность невиданных ранее сумм задолженность дворянства возрастала на протяжении 18-19 вв. Мызы закладывались под залог, сдавались в наём, продавались и покупались. Для улучшения экономического положения дворянства в 1802 году была основана Дворянская кредитная касса. При этом большая часть ссуд тратилась на строительную деятельность.
В зависимости от состояния и кругозора владельца, мызы отличались друг от друга по своему архитектурному облику. У более крупных землевладельцев имелись и более реальные предпосылки для развития широкой строительной деятельности. Из нескольких принадлежавших одному семейству или лицу мыз владелец их, как правило, лишь одну отстраивал более пышно. Так это было, например, с принадлежавшими семейству Стенбоков комплексом имений Кийю, Кынну,
Лоо и Колга, из которых представленный мызный ансамбль только Кол га.
В развитии ансамбля как целого 19 век сыграл роль в направлении его дальнейшего территориального расширения. На место существовавших прежде зданий воздвигались новые, более современные. В зависимости от роста производства и внедряемых отраслей хозяйства,
66
увеличивалось общее число здании и их видовое разнообразие. Наряду с производством зерна и водки важное место стало приобретать и скотойство. Для его развития занялись улучшением пород, подысканием лучших кормов и пр. Животных уже не содержали полностью в центре мызы - молочное стадо и овцы зачастую выводились на близлежащие пастбища и сенокосы, где закладывались специальные вспомогательные мызы с необходимой застройкой - хлевами, сараями и т.д.
В середине 20-х годов 19 века в мызах стало модным содержание мериносных овец. Привезенные из-за границы стада были дорогими, но по крайней мере поначалу качественная шерсть мериносных овец давала доход. Для новой породы больше, чем прежде, стали разводить картофель и клевер, что в свою очередь обогатило и корм молочного скота. Приоритет в части разведения мериносных овец присваивается Отто Магнусу фон Ребиндеру, который рте около 1793 года привез 64 мериносных овцы в мызу Имасту (хлевы для овец в этом имении сохранились по сегодняшний день). К 1814 году у О.М. фон Ребиндера имелось в мызах прихода Кадрина (Имасту, Полли, Удрику) стадо рте в
Т АЦ
4000 голов. Разведение мериносных овец заглохло в мызах -Эстонии ео второй половине 19 века в связи со всё расширяющейся конкуренцией на мировом рынке.
В связи с разведением овец в истонии развитие получило и производство сукна. Первую более крупную суконную мануфактуру основал в 1808 году сын владельца мызы Удрику О.М. фон Ребиндера Г.Д. Ре-
Т АО
биндер в побочной мызе Полли.
Доплнительный доход стали изыскивать также из ряда других вспомогательных отраслей. Варили смолу, почти в каждой мызе было распространено прядение шерсти домашним способом, а также и чесание. Об образцовом скотоводстве в мызе Вальту, в том числе и о разведении мериносных овец, перегонке спирта и об имевшихся в главном здании ткацкой мастерской говорит в своих описаниях путе-