Ви є тут

Русские монастырские сады : Вопросы ландшафтной организации

Автор: 
Медведева Анна Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272083
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение...м.....м...».............м..ммм...н...м»...м.......и............3
Глава 1. Сады и парки русских монастырей как явление культуры......... 15
1.1.Русские монастыри и монастырские сады: возникновение и развитие...15
1.2.Национально-художественное своеобразие монастырских садов..........26
Выводы:................................................................35
Глава 2.Русский монастырский сад: ландшафтная организация и принципы устройства......................................................37
2.1 .Внутримонастырские сады...........................................44
2.2.Сады за пределами монастырских стен................................56
2.3.Ландшафтная организация монастырских земель........................62
Выводы.................................................................66
Глава З.Монастырь как архитектурно-ландшафтный ансамбль..................68
3.1 .Островной монастырь - «идеальный тип» монастыря...................68
3.2.Архитектурно-ландшафтные ансамбли островных монастырей:
особенное и уникальное.................................................71
Выводы................................................................109
Заключение.........................................-....................111
Список использованной литературы 114
Список иллюстраций.................................-....................127
Приложение - выписки из архивных дел....................................139
Список сокращений................................................. —.149
Список архивных дел.....................................................150
Альбом иллюстраций.................................................... 151
3
Введение
В духовной жизни современного российского общества произошло существенное изменение мировоззренческих и ценностных ориентаций. В рамках общественного и личностного сознания все большую роль начинают занимать религия и церковь. Возрождение культурноисторического наследия, в том числе и тех памятников, которые были созданы в рамках православной русской традиции, становится насущной задачей. Актуально изучение монастырей, их истории, архитектуры и культуры. В этом ряду особое место занимают монастырские сады; необходимо их исследование и сохранение как части отечественного культурного наследия. Знания по истории монастырского садоводства необходимы при реставрации монастырских комплексов. Сегодня многие монастыри возрождаются, восстанавливается прерванная на десятилетия живая духовная связь веков и поколений, из более чем 1200 монастырей, действовавших на территории России до 1917 г., в последние годы восстановлено и функционирует около 550 (данные по монастырям Московской Патриархии на территории России и бывших союзных республик).
Монастырские сады и парки - неотъемлемая часть истории и культуры России. Считается, что в России первые сады появились именно в монастырях (Н. Дубенский, Н. Тонин, А. Регель). Однако, изучение русского садово-паркового искусства идет, в основном, по «светской линии»: царские сады XVII в., Петровское время и далее - дворцовопарковые комплексы и усадебные парки. Тем не менее, искусство садоводства в монастырях не было утрачено, оно лишь «померкло» на фоне роскошных царских резиденций. И XIX век дает много тому подтверждений.
Объект исследования - монастыри европейской части России, преимущественно северо-запада, отобранные в связи с наличием и значением в их композиции садов и парков.
24
монастырях на окраинах столицы, как в Новоспасском и Донском, где земля пока еще сравнительно дешева.» Но он при этом рассматривает сады как «весьма обширную и выгодную отрасль сельского хозяйства, как и огороды»26.
Таким образом, историю отечественного садоводства (и паркостроения) следует рассматривать со времен крещения Руси. На наш взгляд, условно можно выделить несколько периодов монастырского садоводства:
• Х-ХУИ вв. - сады известны только по описаниям. Киево-Печерский монастырь - «яблонный сад» и др.; кедровая роща Толгского монастыря в Ярославле; Москва, Крутицы - «яко некий рай»; Нилова пустынь -яблоневые сады и др.;
• XVIII - начало XIX вв. Сохранились отдельные фрагменты садов, а также известны натурные обследования (Санкт-Петербург - Александро-Невская лавра - Митрополичий сад; Новгород - Антониев монастырь -«регулярная роща с беседкою»; Троице-Сергиева лавра и др.)
• Вторая половина XIX - начало XX вв. Сохранилось больше садов (Валаам Коневец, Соловки - комплексное благоустройство территории,. Нилова пустынь — набережные аллеи, сад и парк. Николо-Угрешский монастырь - сады, цветники, роща, пруды. Тихвинский Большой Успенский монастырь - плодовые сады, аллеи, планировка двора и др).
Именно этот, третий период монастырского садоводства и станет далее (во второй и третьей главах настоящего исследования) основным предметом нашего анализа.
Ситуация, сложившаяся в России ко второй половине XIX века.
Кардинальные преобразования Петра I отрицательно отразились на русских монастырях: Петр I пытался ограничить численность
26 Дубенский И. Монахи - первые садоводы в России // Московские Ведомости, 30 декабря 1887 г., № 359.
25
монашествующих и сделать так, чтобы монастыри «занимались делом»: в мужских осуществлять призрение за воинами-инвалидами (войн Россия вела достаточно), а в женских развивать традиционные ремесла - шитье, вышивку, плетение кружев и др. Духовная сторона во внимание не принималась. Это имело серьезные последствия: многие монастыри оказались тогда на грани закрытия. Был учрежден Синод и упразднено патриаршество.
Однако, многие монастыри оставались крупными земельными собственниками и владели крепостными крестьянами. Это не устраивало светскую власть, и в 1764 г. Екатерина II издает указ о секуляризации монастырской собственности. Согласно монастырским штатам, все монастыри были разделены на классы: лавры, монастыри 1, 2, 3 класса - и взамен отобранной собственности получали из казны денежное довольствие согласно их рангу; количество монашествующих в них четко регламентировалось. Значительная часть монастырей была оставлена «за штатом», на собственном содержании, часть - упразднена и переведена в приходы.
К середине XIX века монастыри уже оправились от этого потрясения, приспособились к новым условиям. После отмены крепостного права в 1861 г. в России наблюдается экономический подъем. Царствование Александра III знаменуют активная внешняя политика, имперская мощь; в это же время происходит подъем национального самосознания, обращение внимания на национальные святыни. Государственная идеология формулируется в виде знаменитой триады: православие, самодержавие, народность. Защита православия во всем мире возводится в ранг государственной политики. Организуются паломничества в Палестину, создается Палестинское общество. Поддерживается славянофильство, идеология проецируется в пластику - «русский стиль» в архитектуре. Происходит расширение монастырей, перестройка и создание новых ансамблей. Так как садово-парковое искусство - дело дорогостоящее, то заниматься им именно как искусством могли себе позволить только