Ви є тут

Региональные особенности ростовской церковной архитектуры XVIII века

Автор: 
Алитова Рашида Фаридовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
215
Артикул:
184304
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. Ростовская церковная архитектура 1740- 1750-х годов........36
Глава 2. Ростовская церковная архитектура 1760-1780-х годов...........78
Глава 3. Ростовская церковная архитектура конца XVIII - начала XIX в.. . 140
Заключение..........................................................186
Список сокращений....................................................192
Библиографический список использованной литературы...................193
Приложения..........................................................216
Введение
3
Настоящая работа посвящена художественным и конструктивным особенностям ростовского церковного зодчества второй трети XVIII - начала XIX вв. Ростовская архитектура рассматриваемого времени исследована односторонне, по большей части фактологически и в основном краеведами. С точки зрения искусствоведения этот материал остался почти без внимания; он недостаточно изучен с формальной точки зрения, не было сделано и попытки его теоретического осмысления.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что, несмотря на достаточно подробную изученность общих вопросов русской архитектуры Нового времени, последовательное стилистическое исследование архитектуры русской провинции и ее отдельных регионов только начинается. Предложенная тема пока не получила освещения в отечественной историографии и потому может послужить основой для выводов о характере и направлении развития других русских региональных архитектурных школ.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1740-х по 1810-е годы. Выбор периода обоснован следующими причинами: 1. В 1740-е годы, после длительного перерыва (в 1714 году был издан указ Петра I о запрещении каменного строительства в России за исключением С.-Петербурга) в Ростове и его окрестностях возобновляется каменное церковное строительство.
2. В 1810-е годы начинает создаваться единая централизованная система проектирования церковных зданий, и церковная архитектура утрачивает особые черты, связанные с местными строительными традициями. Локальные особенности нивелируются и растворяются в многочисленных и довольно однотипных памятниках. 3. При общеизвестном запаздывании провинциальной архитектуры традиционные черты в ростовском церковном зодчестве сохраняются вплоть до начала XIX в.
41
покрытием по полукружиям, церкви ближе XV и XVI векам»129. Иона и М.М. Темкин-Ростовский построили в монастыре еще одну церковь - Казанскую (первоначально Архистратига Михаила; 1657-1658).
В Ярославле по заказу Ионы построен Успенский собор (1660-е годы) и архиерейский дом с церковью Леонтия Ростовского (1690). В 1674-1677 годах по указанию митрополита возведен комплекс Воскресенского монастыря в Угличе. Существует предположение, что авторский замысел ансамбля принадлежал самому архиерею130.
В 1682-1684 годах в «старых московских традициях»131 выстроен каменный Петропавловский собор Петровского монастыря, заменивший деревянный. При Ионе возведены церкви Спаса на Торгу (1685-1690)132 и Рождества Богородицы в Рождественском девичьем монастыре (конец XVII в.).
В 1686 году митрополит построил первую каменную церковь в Спасо-Яковлевском монастыре - Троицкую (позже переименованную в Зачатьевскую). Памятник значительно отличается от других ионинских церквей, в частности, отсутствием подклета и наличием внутренних столпов со сложной системой арок.
Оценивая деятельность митрополита Ионы, Ю.И. Шамурин патетически восклицает: «Время Ионы Сысоевича было последней вспышкой былого величия Ростова. Вскоре по его кончине Ростов лишается своего значения, как религиозного центра, энергично разоряется и превращается в глухой захолустный городок»133.
129 Шамурин Ю.И. Ростов Великий. Троице-Сергиева лавра... С.55.
130 Денисов В.В. Строительная деятельность угличских монастырей в конце XV - начале XX века // Церковь в истории и культуре Углича. Выи. 7.Углич, 2000. С. 20.
131 Шамурин Ю.И. Ростов Великий. Троице-Сергиева лавра... С. 55.
132 Деревянная церковь Спаса на Торгу была построена в 1654 г. «обещанием жителей г. Ростова в память избавления от морового поветрия». Подробнее см.: Талицкий В.А. Ростов Великий и его окрестности. Ростов, 1904. С. 15. В 1671 г. храм сгорел.
133 Шамурин Ю.И. Ростов Великий. Троице-Сергиева лавра... С. 17.
42
5 июля 1691 года134 на ростовскую кафедру был поставлен митрополит Иоасаф (Лазаревич) (1691-1701), бывший архимандрит московского Чудова монастыря (1688-1691). Масштабы его строительства были значительно меньше ионинских.
Сравнивая архитектуру времени Ионы и Иоасафа, отдельные исследователи довольно пренебрежительно оценивают Иоасафа-строителя. A.A. Титов отмечал: «Он также, подобно своему предшественнику, проявлял неутомимую ревность к церковному благолепию. К сожалению, у Иоасафа не было того ху-дожественнаго вкуса, каким обладал приснопамятный для Ростова митрополит Иона»135. Ю.И. Шамурин высказался более резко: «И, перейдя из Ионинских церквей к вычурной затейливости храма Смоленской Божьей Матери, нельзя сразу не почувствовать упадка вкуса, мастерства, поразительного измельчания творчества, сведенного к бездушной ремесленности, упорно повторяющей свои традиционные формы...»136.
В ростовском архиерейском доме митрополит возвел церковь Одигитрии (1692-1693) и Часобитную башню (ок. 1696-1698)137, образцом для которой послужила Спасская башня Московского Кремля138.
Архитектура церкви Одигитрии вызвала противоречивые оценки. Ю.И. Шамурин отмечал несоответствие церкви кремлевским постройкам: «Эта церковь, хранящая отзвуки барочного вкуса, украшенная на католический лад скульптурными работами, врывается диссонансом в идеальную архитектурную гармонию кремля».139 В.Н. Иванов считал постройку попыткой Иоасафа подра-
134 Здесь и далее даты приведены по старому стилю.
135 Титов A.A. Иоасаф Лазаревич, VII митрополит Ростовский. М., 1887. С. 3.
136 Шамурин Ю.И. Ростов Великий. Троице-Сергиева лавра ... С. 40.
137 Мельник А.Г. Ростовский архиерейский дом при митрополите Иоасафе (1691-1701) // Кремли России. Тезисы докладов. М., 1999. С. 62-63.
138 Кавельмахер В.В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 70.
139 Шамурин Ю.И. Ростов Великий. Троице-Сергиева лавра... С. 17.