Ви є тут

Модерн в архитектуре дальневосточных городов

Автор: 
Артемьева Анастасия Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Артикул:
184272
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
СОДЕРЖАНИЕ
1
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ЭПОХУ МОДЕРНА....................................................15
1.1. Общая характеристика архитектурно-строительной деятельности Дальнего Востока конца XIX - начала XX вв...........15
1.2. Стилистические направления архитектуры Дальнего Востока
рубежа Х1Х-ХХ вв...........................................23
1.3. Истоки дальневосточного модерна............................38
ГЛАВА И. МОДЕРН КАК СТИЛЕВОЕ ЯВЛЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ............................................. 47
2.1. Эволюция модерна в дальневосточной архитектуре........ 47
2.2. Характерные особенности архитектуры модерна на Дальнем Востоке ..................................................... 67
2.3. Декоративные приемы модерна в архитектуре дальневосточных городов ..................................................... 81
ГЛАВА III. ТИПОЛОГИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ МОДЕРНА
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ..............................................90
3.1. Особняки и доходные дома ..............................90
3.2. Торговые и промышленные сооружения ...................113
3.3. Общественные здания ..................................128
Заключение.....................................................144
Примечания.....................................................150
Литература.....................................................158
ТОМ 2 - Приложение (иллюстрации)
1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования,-В мировой архитектуре-стиль-модерн занимает особое место как яркое и заслуживающее особого внимания явление^ Общеизвестно, что модерн тяготел к созданию новых форм архитектуры, сопротивляясь засилью безликой массовости. Стилистическое и идейное многообразие модерна до сих пор привлекает внимание зодчих, то и дело обнаруживающих в архитектуре этого стиля интересные моменты в области организации и оформления архитектурно-пространственных композиций. Причины популярности архитектурных поисков рубежа XIX-XX вв. объясняются их ключевой ролью для самоопределения новейших течений зодчества. Замечено, что инновационная архитектура, характеризующая сегодняшний облик городов, в некоторой степени является порождением модерна.
В последние годы вновь становится востребованным эстетическое начало стиля модерн с его духом преобразования и стремлением к прекрасному, поскольку российское общество подходит к новому качеству восприятия архитектуры. Современные требования к сооружениям архитектуры не ограничиваются лишь повышенным интересом к функциональности, эргономичности и экономичности. Возрастает эстетическая ценность архитектуры, определённым образом позволяющая украсить жизнь человека во времени и пространстве.
Для эффективного использования в архитектуре сегодняшнего дня модернистских тенденций важно исследовать их проявления в исторической ретроспективе. В настоящее время в отечественном искусствоведении архитектура модерна достаточно изучена на уровне столичного архитектурного наследия, но не на региональном. Вместе с тем, в отдельных провинциальных регионах России в последние годы наблюдается рост интереса к исследованию данной темы, что представляется нам чрезвычайно важным.
36
эклектики «занялась игрою лишь чисто внешних форм, склеиванием мотивов из сокровищницы былых художественных эпох и стала играть роль лишь какого-то внешнего костюма, органически не связанного с телом, им покрываемым» 24.
Сооружения, возводившиеся на Дальнем Востоке в эклектике, в основном были казенными и принадлежали службам военных ведомств, городским управам (народные дома, школы, больницы и т.п.), либо духовенству. В эклектике отстраивались небольшие городские районы - слободки (например, ремесленная слобода во Владивостоке), в которых жили рабочие, её стилистику выбирали для оформления своих домов представители мещанства. Это соответствовало демократичному характеру рассматриваемого направления, стремившегося с самого начала своего появления к победе над сословностью и регламентациями.
Модерн же возник под лозунгом антиисторизма. Он был «стилем без образца, без примера, совсем новым, самостоятельным, современным»25. Модерн стремился к созданию новой архитектуры, совершенно не похожей на архитектуру предыдущих столетий. В отличие от эклектики, он воспринимался как носитель новых, современных архитектурных тенденций и потому его стилистика занимала особое место в архитектурном творчестве дальневосточных зодчих. Как отмечает Н.П. Крадин, в городах дальневосточного региона, создававшихся с учётом передовых градостроительных достижений, модерн был взят «основным стилем» для застройки, чтобы подчеркнуть каждый «новый город, возникший на далёкой новой окраине, на заре нового века»26. Ориентация дальневосточной архитектуры на современные достижения отечественной и европейской градостроительной культуры повлекла за собой распространение модерна, как суперсовременного явления, отвечавшего постулатам обновления.
Самые передовые слои городского населения - промышленники, крупные предприниматели и домовладельцы, банкиры, чиновники - стремились
37
материализовать свой коммерческий успех в архитектуре принадлежавших им строений. В стилистике модерна выстраивались представительские здания фирм, доходные дома, крупные торговые постройки, составлявшие основу центральных уличных ансамблей. Популярность модерна в среде дальневосточных заказчиков объясняется также и тем, что для них он был модой своего времени, от которой они не хотели отставать.
Исходя из выше изложенного, можно заключить, что экспансия модерна в дальневосточных городах основывалась на зафиксировавшейся в сознании людей параллели модерн - современность. Заполняя фасады зданий (пусть даже частично), модерн создавал современную архитектурную среду. Историческая застройка дальневосточных городов пестрит разнообразием стилистических решений зданий и их фасадов, в которых модерн, пусть даже эклектически переплетаясь с элементами других стилей, всё же преобладает над остальными. В архитектуре дальневосточных городов на фоне эклектики модерн выделился как лидирующий тип стилистического архитектурного решения, наиболее прогрессивный и востребованный заказчиком. Это говорит о культурном выборе населения в пользу «нового стиля».