СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1: Истоки и эволюция основных типов колоколонесуших сооружений............................................................9
1.1 Обзор ранней и средневековой истории колоколов..................9
1.2 Эволюция западноевропейских колоколонесущих сооружений.........14
1.3 Появление и роль колоколов в России............................45
1.4 Основные типы колоколонесущих сооружений в России..............51
1.5 Светский характер архитектуры колоколонесущих сооружений.......60
Глава 2: Принципы формообразования колоколонесущих сооружений в России...............................................................71
2.1 Архитектурно-композиционные особенности звонниц православных храмов ...........................................................71
2.2 Особенности композиции церквей «под колокол»...................91
2.3 Архитектура колоколен православных храмов.....................102
Глава 3: Роль колоколонесущих сооружений в структуре исторического и современного города...............................................137
3.1 Факторы, влияющие на формирование архитектуры колоколонесущих сооружений........................................................137
3.2 Принципы размещения, композиционные приемы ансамблевой организации и особенности восприятия колоколонесущих сооружений...............140
3.3 Проблемы современного строительства, реконструкции и размещения колоколонесущих сооружений........................................147
Основные выводы и рекомендации по диссертации.......................151
Примечания........................................................./55
Слисок литературы...................................................179
ВВЕДЕНИЕ
Развитие русских подколоколенных сооружений прошло долгий путь от простых деревянных козел до уникальных по своей форме колоколен, которые так органично влились в ландшафт нашей страны и, наряду с церквями и монастырями, сыграли огромную роль в формировании гармоничного пространства городов и сел России. Колокольни как высотные доминанты служили своеобразными символами каждой конкретной местности, являясь важными градостроительными ориентирами и маяками в структуре поселений. Вместе с тем они несли мощную смысловую нагрузку и одновременно с храмом являлись олицетворением образа «Града Небесного».
Актуальность исследования. Невозможно представить себе портрет дореволюционной России без выразительных силуэтов колоколен и звонниц. К сожалению, за последние три четверти прошлого века была утрачена большая часть этого богатства: в период советской власти уничтожено более миллиона колоколов; разрушены, стерты с лица земли тысячи храмов и монастырей, утеряны многие сложившиеся веками богатейшие традиции культового зодчества, принципы и приемы их формирования.
На современном этапе, вместе с растущим интересом к русской культуре и духовным возрождением страны, происходит возобновление многих забытых культурных традиций - наблюдается в частности, активное развитие колокольной традиции и подъем целой отрасли церковного строительства, некогда особой и основной части архитектурной деятельности. К сожалению, отсутствие системы специализированной теоретической подготовки архитекторов и разрушение цепочки естественной преемственности развития церковной архитектуры привело на практике к негативным результатам: чрезмерному увлечению проектировщиков внешними объемно-пластическими решениями, почерпнутыми из разновременных источников храмового зодчества, и потерей органичной связи между формой и функцией объекта. На архитектуре подколоколенных сооружений это сказалось следующим образом:
3
ствующая на всем эволюционном пути английской церковной архитектуры -тип «кораблем». (рис.73б)
Во второй половине XVII в. начинается архитектурное развитие юга Гер-мании}* Здесь в это время проводилась широкомасштабная духовная колонизация страны новым католицизмом: в церковной архитектуре насаждался, так называемый, «иезуитский стиль». В программу иезуитизма прямо входило всяческое использование богатств местной художественной культуры в целях укрепления власти церкви. Поэтому неудивительно, что в произведениях зодчих -итальянцев используется северный тип двубашенного церковного здания. Традиционный двубашенный фасад остается характерной чертой немецких церквей и позже - в период расцвета национальных форм немецкого барокко в первой половине XVIII в. (ц.Театинцев - Мюнхен, 1663 г. - две высокие колокольни обрамляющие западный фасад доминируют над куполом; Паломническая церковь - Фирценхейлиген, 1743-1771гг.; собор монастыря в Всйнгаартене, с 1715 г.; собор в Фулье, 1704-1712 гг.).25 В целом немецкие колокольни этого периода отличались довольно внушительными, массивными габаритами, многоуровневыми, подчас сложно декорированными завершениями при довольно сдержанном решении самого столпа колокольни. Наиболее распространенные композиционные схемы решения столпа: четверик на четверике и восьмерик на четверике, (рис.74-75)
Так же как и в эпоху Ренессанса, в Испании к.ХУ1 - н.Х1Х вв., новые веяния сталкивались в различных провинциях с традициями местной культуры, что привело к появлению самобытной архитектуры26 и активному использованию редко встречаемых в это время в центральной и северной Европе таких типов колоколонесущих сооружений как настенные звонницы. Безусловно, эти сооружения не были изобретением эпохи барокко/6 но насколько интересен сам факт устойчивого использования именно этого типа колоколонесущих сооружений в южных регионах Западной Европы, (рис.76а)
46 как уже говорилось история их появления уходит корнями в далекое прошлое (за долго до появления такого типа подколоколенных сооружений как колокольня)
39
Следует отметить, что данный тип практически не претерпел серьезной эволюционной трансформации и оставался неизменным на протяжении нескольких веков. Барокко лишь детально обогатило и разнообразило этот древнейший тип сооружений для колоколов. Что касается расположения звонниц в структуре храма, то здесь попадаются совершенно разные, порой неожиданные комбинации, самыми распространенными среди которых являются: звонница в центре западного фасада в продолжение фронтона; две звонницы, венчающие западный фасад по принципу «двубашенного корабля»; звонница со стороны апсиды и звонница, располагающаяся со стороны западного фасада, аналогично второму варианту, но с той разницей, что место второй звонницы занимает башня. Надо отдать должное архитекторам и строителям прошлого, ибо всех существовавших вариантов перечислить невозможно, так же как и вложить их все в определенную систему (за исключением «традиционных» схем), поскольку очень часто звонницы возводились при более ранних храмах, а порой пристраивались к храму, даже не смотря на наличие колокольни, поэтому о единой композиционной ансамблевой задумке говорить уже не приходилось.
Что касается колоколен то здесь, в основном обиходе применялись традиционные композиционные схемы:
• Слитые с храмом колокольни: двубашенный вариант типа «кораблем» (с двумя колокольнями на западном фасаде) - ц.Сан Исидо эль Реаль, Мадрид (1626-1651 гг.); храм Сан Хуан Баутиста, Толедо (cep.XVII вв.); храм Сан Гаэтано, Сарагосса (1678-1683 гг.). (рис.76б)
• Отдельно стоящие либо пристроенные вплотную к храму колокольни: собор Jla Сео, Севилья (1683 г.) - очень высокая отдельно стоящая четырехъярусная колокольня пристроена к юго-западному углу храма47; часовая башня при соборе Сантьяго де Компостелла (1680 г.), построена на более древнем основании у северо-восточного угла собора. Поскольку ярких примеров отдельно стоящих барочных колоколен не так уж много, композиционные прсдпочте-
Jl Возможно, появление столь яркой и высокой колокольни рядом с собором объяснялось необходимостью и особенностями градостроительной структуры конкретного места
40
- Київ+380960830922