Ви є тут

Структура архитектурного пространства

Автор: 
Шубенков Михаил Валерьевич
Тип роботи: 
дис. д-ра архитектуры
Рік: 
2006
Артикул:
184335
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение 4
ГЛАВА 1
Представления о принципах построения
архитектурных объектов 15
1.1. Естественные законы существования архитектуры 16
1.2. Среда обитания 22
1.3. Исторический опыт изучения проблемы 25
1.4. Утилитарные свойства пространства 31
1.5. Пространственная ориентация 40
1.6. Архетипы пространственного формообразования 50
1.7. Архитектурное пространство 57
1.8. Дискретные свойства архитектурного пространства 64
1.9. Структурный метод исследования естественных
свойств архитектурного пространства 70
1.10.Архитектурная система и архитектурная структура 85
Основные выводы по главе 1 99
ГЛАВА 2
Опыт исследования структурных
свойств архитекту рного пространства 101
2.1. Объект и модель. 102
2.2. Свойства пространственной связанности 113
2.3. Структурно-топологические свойства пространственной формы 126
2.4. Геометрические свойства архитектурного пространства 162
2.5. Свойства целостности архитектурных систем 207
2.6. Фазы развития пространственных структур 214
Основные выводы по главе 2 224
ГЛАВА 3
Структурная архитектоника 225
3.1. Основные положения нового научного направления 226
3
3.2. Концепция структурогенеза пространственной формы 242
3.3. Структурная нормативность пространственного формообразования 252
3.4. Структурирование архитектурного пространства и компьютерные технологии 263
3.5. Виртуальная реальность и структурные свойства пространства 271
3.6. Компьютерные генеративные системы как инструмент архитектурного формообразования 287
Основные выводы по главе 3. 304
Заключение 306
Основные выводы исследования 308
Словарь терминов 310
Список имен иностранных авторов 315
Библиографический список использованной литературы 317
36
в их непреодолимом стремлении всеобщего преобразования естественной среды в антропогенную, человеческую.
Таким образом, выделим в составе всего того, что мы называем Архитектурой, часть, которая характеризуется тем, что обеспечивает физическую возможность формообразования архитектурных объектов, и назовем это понятием «архитектурный феномен». Другими словами, архитектурный феномен — это любое предметно-пространственное явление или предмет окружающей среды, созданные или приспособленные человеком для нужд его деятельности.
Опыт развития естественных наук указывает на то, что вопросы, поставленные в предыдущей части рассуждений, являются предметом изучения общей физики. В данном случае речь идет об архитектурной физике, науке уже давно существующей, но в силу разных обстоятельств занимающейся, главным образом, регламентационными задачами, связанными с эргономикой человека, минимально необходимыми санитарно-гигиеническими характеристиками среды проживания и трудовой деятельности человека, призванными обеспечивать определенный уровень поддержания его жизнедеятельности.
В своей основе физика, в том числе и архитектурная, — это экспериментальная наука, ее законы базируются на фактах, установленных опытным путем. Эти законы естественнонаучного характера должны представлять собой количественные соотношения и формулироваться на математическом языке. Названных правил мы и постараемся придерживаться по ходу исследования.
Знаток истории науки Джозеф Кларк писал по этому поводу: "История физики — это прогрессивный поиск наиболее подходящих изоморфизмов для наиболее лучшего постижения и контроля других, более сложных физических взаимосвязанных решений. Социальные науки станут действительно «научными» только тогда, когда они сознательно предпримут необходимость открыть и использовать в своих интересах
37
простейшие образцы изоморфизма. И это будет большим достижением, поскольку члены этой профессии смогут начать с более ясной концепции их методологии, и это позволит избежать, в отличие от физики, длительного периода «проб и ошибок».
Можно рассуждать о формообразовании архитектурных объектов и в терминах инженерно-конструкторского подхода. Любое сооружение может быть представлено как своеобразный силовой каркас с вычленением соответствующих балок, ригелей, колонн и других несущих элементов, каждый из которых может быть математически рассчитан на несущую способность и каждому элементу могут быть приданы необходимые (по соображениям эффективности "работы с нагрузкой") конфигурационные и метрические значения, подобран соответствующий строительный материал. Хороший инженер может сам проектировать и строить сооружения, сообразуясь со своим расчетным и интуитивным пониманием работы конструкций и утилитарной эргономики помещений. Инженер, кстати, в выборе элемента в первую очередь следит за сортаментом готовых строительных элементов, обращаясь к разного рода справочникам и спецификациям. Роль ограничений при выборе конструкции для инженера принципиальна. Примеров такого рода инженерной архитектуры достаточно, и она представляет не худшие образцы в мировой практике. Достаточно упомянуть мосты и ангары, тоннели и корабли, бурильные платформы, римские виадуки и акведуки.
Если инженеры могут создавать архитектурные объекты, то зачем нужна профессия архитектора? Только ли для того, чтобы сделать объект красивым, сообразуясь не только с требованиями прочности, но и художественной выразительности? Есть ли еще что-то, чем призван заниматься архитектор, проектируя сооружение? Какие особые задачи (кроме художественных) он решает из тех, которые инженер или конструктор решить не способны, сводя все к опытным стандартам?