Ви є тут

Архитектурно-планировочная эволюция поселений Северной части Кемеровской области во второй половине XVII - начале XX вв.

Автор: 
Петерс Елена Викторовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата архитектуры
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
183
Артикул:
184399
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.
Г лава I
ФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
1. Освоение Западной Сибири в XVII - XIX вв. Природноэкономические факторы и характер расселения.
2. Классификация поселений. Социально-экономическая инфраструктура населенных мест северной части Кемеровской области.
2.1. Административная дифференциация.
2.2. Функциональное деление и иерархия поселений по численности населения.
2.3. Социально-экономические основы развития населенных пунктов.
Выводы по I главе.
Глава II
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ ПОСЕЛЕНИЙ.
1. Архитектурно-пространственный генезис поселений.
2. Особенности развития архитектурно-планировочной структуры и зонирование территории.
3. Архитектурно-пространственная структура селитебной зоны населенных пунктов, элементы ее составляющие.
2
3.1. Общественные здания. 80
3.2. Культовые сооружения. 100
3.3. Жилая застройка. Основные типы и особенности архитектурно-планировочной композиции. 108
Выводы по II главе. 114
Глава III
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ СРЕДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ. 119
1. Композиционные и стилистические особенности застройки. • • 119
2. Характерные черты и декоративные приемы местной архитектуры. 129
2.1. Развитие деревянного зодчества. 129
2.2. Особенности каменного зодчества. 133
3. Современное состояние. 136
Выводы по III главе. 161
Заключение. 168
Перечень работ, опубликованных автором по теме диссертации. 174
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 177
24
В 1893 г. в помощь Западно-Сибирскому переселенческому отряду были созданы 4 временные партии по образованию переселенческих участков. В каждой партии было 19 поземельно-устроительных чинов и 81 межевой техник [133]. В задачу временной партии входило приведение в известность свободных казенных земель вдоль линии Сибирской железной дороги и образование переселенческих и запасных участков. Наибольший количественный результат дали землеотводческие работы 1893 - 1895 гг., когда переселенческие участки нарезались в основном из земель совместного пользования казны и старожилов. Однако через несколько лет встал вопрос о колонизации тайги в связи с исчерпанием земельного фонда, удобного для переселенческих участков. С 1896 г. началась подготовка к заселению таежных районов вдоль Сибирской железной дороги. С 1898 г. землеотводческие работы велись в лесных и заболоченных местностях Тарского и Туринского округов Тобольской губернии, Чулымской лесной дачи, Томского и Мариинского округов Томской губернии [120].
Массовое железнодорожное строительство стимулировало экономическое развитие всего региона и отдельных населенных пунктов. С конца XIX в. наблюдался значительный скачок в темпах заселения сибирского региона. Наибольшая плотность населения - в зоне дислокации Транссибирской магистрали. Большая часть населения сосредоточилась в крупных городах, развивающихся в узловых точках магистрали.
Строительство железнодорожной магистрали нередко являлось причиной создания новых населенных мест. Так, например, возникла станция Тайга, где в 1895 - 1896 гг. появились первые постройки (каменное железнодорожное депо, водонапорные башни и несколько десятков жилых домов), действовали почта и телеграф. Тайга, будущая узловая станция, уже существовала, хотя официально была признана населенным пунктом Томской губернии в середине 1896 г. Позднее, в 1898 г. была установлена регулярная связь с Томском, открыто пассажирское движение до Иркутска. Благодаря своему центральному положению
25
станция Тайга приобрела важное значение и стала узловой. Станция быстро росла территориально. Хозяйственное освоение местности поощрялось государством. Новоприбывшие рабочие расчищали себе наделы, деньги на работы выделялись из казны [98].
Приток населения явился одной из важных причин экономического оживления. Железная дорога объединила и сконцентрировала производительные силы в пореформенной России, рассеянные на обширной территории. Массовое железнодорожное строительство стало могущественным фактором стимулирования экономического развития всероссийского внутреннего рынка.
Активная эксплуатация железной дороги увеличила спрос на минеральное топливо. В 80-х гг. в широких масштабах стала развиваться минерализация топливного баланса. Каменный уголь и нефть повсеместно вытеснили древесное топливо, вызвав глубокие изменения в структуре производительных сНл. Важное значение в дальнейшем процессе промышленного производства имело создание новой энергетической базы.
Транссибирская магистраль, вступившая в строй в конце XIX в., оживила хозяйственную жизнь в примыкающих к ней районах. Изыскания вдоль трассы железной дороги привели к открытию месторождений каменного угля в северной части Кузнецкого бассейна. Выходы угля на поверхность в ряде районов земли Кузнецкой были обнаружены еще в XVIII в. В 30-х гг. XIX столетия инженер-капитан Алтайского геологического округа А. Соколовский-второй исследовал и составил описания нескольких угольных месторождений на территории севера современной Кемеровской области. В 1842 г. он опубликовал статью, в которой определил границы каменноугольной области и показал, что наличие угля и железной руды создавало возможность для развития обширного заводского производства. В этом же году петербургский штаб округа горных инженеров командировал для обследования названных мест известного географа и геолога П.А. Чихачева. Ученый собрал все имеющиеся сведения о ме-