Ви є тут

Российский город как феномен архитектурной коммуникации : На примере Санкт-Петербурга 1760 - 1840 гг.

Автор: 
Кузнецова Марина Рафкатовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270501
179 грн
Додати в кошик

Вміст

-2-
Ог давление
Стр.
Введение.......................................................... 4
]. Анализ состояния проблемы архитектурной коммуникации..................... 10
1.1. Семиотика архитектурного знака............................... 10
1.2 Архитектура как знаковая система.............................. 20
1.2.1. Исследование проблемы знака и значения в архитектуре... 27
1.2.2. Синтаксис архитектурного знака........................... 35
1.2.3. Исследование архитектурного языка на базе психологии... 41
2. Исследование проблемы архитектурной коммуникации в свете структурного подхода............................................................. 55
2.1 Архитектура как моделирующая система.......................... 56
2.1.1. Соотношение пространства и тела.......................... 56
2.1.2. Семантическая структура культурного пространства 58
2.1.3. Материал архитектуры..................................... 62
2.1.4. Метазнак................................................. 64
2.1.5. Соотношение пространства и художественного мышления 66
2.2. Архитекту ра как коммуникативная система..................... 71
2.2.1. Понятие locus а.......................................... 72
2.2.2. Лексика архитектуры...................................... 76
2.2.3. Элементы и уровни языка архитектуры...................... 78
2.2 4 Художественное значение в архитектуре..................... 83
2.2.5. Соположенность разнородных элементов как принцип архитектурной композиции.......................................... 85
2.2.6. Структура архитектурного повествования................... 89
2.2.7. Коммуникативные функции архитектурного текста 95
3. Исследование Санкт-Петербурга 1760-1840 гг. как феномена архитектурной коммуникации.....................;......................................... 101
3.1. Пространственно-планировочная структура города ................ 104
3.1.1. I lerpoi радская сторона.............................. 104
-3-
3.1.2. Васильевский остров................................ 107
3.1.3. Московская сторона...................................... 110
3.2. Застройка улиц и набережных.................................. 122
3.3. Локальные комплексы............................................ 131
3.4. Застройка центра............................................... 141
Основные выводы..................................................... 156
Список использованной литературы......................................... 158
Приложение I ............................................................ 122
Приложение 2........................................................... 183
- 17-
(рис.1.3; 1.4; 1.5), выполненный автором настоящей работы в 1990 г. в Самарском архитектурно-строительном институте под руководством В.А. Самогорова. Проект Воскресенского собора был разработан в качестве альтернативного варианта проекту'
В. Пастушенко и В. Самогорова на основе АПЗ Куйбышевского епархиального управления. Цель работы заключалась в переосмыслении канонической формы православного храма и обогащении архитектурного языка новыми элементами.
Архитектурно-планировочная структура территории собора определена традиционной ориентацией алтаря и входов в храм по сторонам света, а также последовательным совмещением композиционных осей и абрисов, имеющих символическое значение, связанных с раскрытием библейских сюжетов и христианской мифологии. Каждый семантический срез отвечает конкретному' функциональному назначению:
• абрис "план иерусалимского храма во дни Христа" пространственно выделяется колоннадой, предназначенной для совершения крестного хода во время религиозных празднеств. Главный вход на территорию храма совпадает с положением на плане "Крепости Антония" Ориентация абриса совпадает с реальным положением "Храма" в г. Иерусалиме;
• абрис "план Иерусалима во дни Христа" выделяет территорию, принадлежащую непосредственно Воскресенскому собору; его ориентация также совпадает с реальным положением Иерусалима относительно сторон света; исторические места города на проектируемой территории обозначаются аллегорическими скульп турами и композициями (Голгофа, дворец Ирода, гора Елеон и др.);
• очертания вновь проектируемого Воскресенского собора обогащают направления движения посетителей в пределах проектируемой территории;
• модульная сетка размером 33x33 метра (возраст Христа) формирует структуру городского парка, являющегося связующим и переходным пространством между городом и территорией храма; в местах пересечения структурных осей размещаются элементы благоустройства - киоски, скульптурные композиции, фонтаны, малые формы.
Совмещение и вращение символических слоев осуществляется относительно условной оси, проходящей одновременно через центр алтаря "Иерусалимского хра-
- 18-
ма'\ центр собора на плане Иерусалима, центр алтаря запроектированного Воскресенского собора.
Архитектура собора строится на сочетании знаков и символов, связанных с авторской интерпретацией сюжетов христианской мифологии. Конструкция собора метафорически отображает исторически сложившуюся крссто во купольную систему православного храма с греческим крестом в основании. Внутреннее пространство представляет некий микрокосм, Вселенну ю, где на фоне небосвода размещается пространственная модель звездного неба. Астрономические часы и календарь связывают в пределах единого мираздания время, пространство, астрологические знаки, времена года Центральный купол символизирует Христа, четыре главки по углам основного объема - четырех евангелистов: Луку, Матфея, Иоанна, Марка. Колокольня над алтарем посвящена Св. Марии, глава над пирамидой - Иосифу-нлотнику. Три алтарных главки олицетворяют Пресвятую Троицу'. Пространственная консгрутсция в виде дуги со стороны входа в собор символизирует поверженного Дракона, символа Зла, которого удерживают двенадцать "столпов" - апостолов - учеников Христа. Колокольня Андрея Первозванного увенчана флагом с диагональным крестом, на котором по преданию был распят первый апостол на Руси. Семь главок над входом обозначают семь церквей - Ефесскуло, Смирнскую, Пергамскую, Фиатирскую, Сардинскую, Филадельфийскую, Лаодикийскую. Семь ступеней вокруг пирамиды - семь добродетелей. Общечеловеческие символы фиксируются главными элементами собора - сферой (Жизнь), пирамидой (Вселенная), кубом (Разум), спиралью (Развитие).
Основное помещение собора, отвечающее каноническим требованиям православного храма, дополняется нетрадиционным объемом многофункционального назначения (пирамида), воплощающим религиозно-просветительскую функцию. В нем размещены камерный зал для исполнения церковной музыки, проведения местных соборов, выставочный зат, библиотека. Оба объема объединены единым входом.
Таким образом, форма канонического православного храма полностью переосмыслена, результатом чего стала совершенно новая форма. В связи с этим возникает вопрос: сможет ли такой храм быть образом иного (небесного) мира, ведь риторический характер храма проявляется, в частности, в том, что роль первого члена метафоры может выполнять не всякое сооружение, а лишь такое, которое создано в соответствии с утвержденным храмостроительным каноном, закрепившим риторику архи-