Ви є тут

Графика как инструмент развития композиционного мышления архитектора. диссертация ... кандидата архитектуры : 18.00.01

Автор: 
Зорин Леонид Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1990
Артикул:
279040
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
1
ВВЕДЕНИЕ............................................................2
Глава 1. МЕСТО И РОЛЬ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ
АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ................................7
1. О диалектике понятий "рисунок","графика",
"композиция"...........................................7
2. Вопросы композиции в различных системах графической подготовки архитекторов. Исторический обзор...24
3. Выводы по 1 главе...................................35
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ В ГРАФИКЕ 36
Глава 3. ГРАФИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО
МШШЕНИЯ...................................................51
1. Связь композиционных принципов графики и архитектуры......................................................51
2.Композиция в процессе графической подготовки архитектора...................................................82.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ........................................................97
ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................99
БИБЛИОГРАФИЯ........................................................106
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ. Возросшая требовательноегь к качеству архитектуры вызывает множество нареканий и в адрес архитектурного образования. С одной стороны отмечается недостаточное внимание к образно-художественным сторонам архитектуры, с другой стороны объясняют это отсутствием комплексности обучения, самоизоляцией и отрывом ряда учебных дисциплин от проблем проектирования.
В значительной мере все эго относится к графической подготовке архитекторов. И хотя в ряде архитектурных школ Финляндии, Югославии, Польши и некоторых других стран отмечается тенденция сокращения графической подготовки ( до уровня умения составления графических схем и эскизов), основная тенденция развития архитекту ного образования в мире состоит в более широком и активном привлечении графической подготовки для воспитания архитектора. Особая роль графической подготовке отводится в отечественной практике,где она признана одной из ведущих и формирующих профессионала дисциплин.
Усиление образно-художественного воздействия и более тесна связь графической подготовки с проектированием является насущной необходимостью повышения качества архитектурного образования.
Проблема совершенствования графической подготовки рассматривается в различных аспектах.
Техническое, условное изображение - чертеж - рассмотрен в целом ряде работ по черчению и начертательной геометрии: А. Клиаду-хина, Ю.Короева, А.Барышникова, А.Кузина и др.
Проблемы учебного рисунка для художников гак же исследован достаточно основательно,начиная со старинных трактатов, кончая современными авторами, такими как П.Павлинов, Д.Кардовский, А.Дей-
II
ный и т.д. Обычно ряд этих срезов художником акцентрируется для определенного, необходимого художнику эффекта, т.к. обладает самостоятельной силой воздействия на зрителя. Различимость, ступенчатость, информационных срезов в художественном изображении позволяет зрителю легче усваивать информацию.
Если же взять фотографию ( не художественную,т.к. там фотохудожник творчески активно вмешивается в процесс) то, чтобы выделить в ней информационные срезы,необходимо проделать значительную раблту. Р.Арнхеймом+ описан интересный факт,-когда в изолированном от современной цивилизации африканском племени показали фотографию, никто не мог понять,что на ней изображено, и лишь после того как один человек провел пальцем по контуру изображения - все догадались, что это такое.
Мы живущие в окружении фотографий с детства,обычно не проводим анализ изображения с помощью пальца,нам даже кажется, что фотография доходчивей и информационней рисунка, потому что объективнее. Однако все горазд сложнее. Да,абсолютное количество информации в фотографии может быть заложено больше, но она не расшифрована и потому может быть недоступна зрителю,тогда как в рисунке, особенно мастерски выполненном, он найдет проанализированную, очищенную от случайностей,сконцентрированную информацию. Рисунок - выборка информации,сделанная специально для человеческих воспринимающих систем и потому может быть для человека информационее фотографии.
Американский психолог Гибсон++ даже ввел дополнительное поня-
+ Р.Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие.М.1974г.
++ Дж. Гибсон. Экологический подход к зрительному восприятию.
М. 1988г.
12.
тие экологическая оптика", законы которой представляют собой выборку из законов оптики физической, приспособленную для наиболее эффективного извлечения человеком информации из окружающей среды, чтобы успешнне проводить ориентирование и приводить организм в соответствие с внешними условиями существования. Причем, как показали исследования,экологическая оптика действительна для всего животного мира.
В экологической оптике.например,учитывается не только то,что субъект видит,но и то с какого места он видит. Так образ предмета, увиденного сверху, с пятого этажа будет отличен от образа предмета, увиденного с того же расстояния и в том же раккурсе, ш уже лежащего на той же плоскости,на которой стоит зритель. Меняются ощущения масштаба,размера,оценка расстояния. Экологическая оптика предлагает странный с точки зрения физической оптике, но удобный для живого существа способ считывания визуальной информации - анализа ситуации, узнавания знакомых объектов и т.д. Огромное значение здесь приобретает учет силы тяжести и положения самого воспринимающего и объектов наблюдения по отношению к земле, как опоре, месту отсчета всех действий и ситуаций.
Если мы примем точку зрения не физической оптики,а оптики экологической,тогда станет понятным тот факт,что рисунок,дающий меньшее количество абсолютной информации,чем фотография,может быть для человека более убедителен и информационен,чем фотография.
Художник, передавая образ реального объекта,фиксирует лишь ту информацию,которая существенна с точки зрения и как носителя ценосгей экологической оптики,и как личности,дающей собственную творческую оценку изображаемому,т.е. посредством рисунка человек