Ви є тут

Принципы сохранения и восстановления Ичери Шехер как памятника градостроительного искусства

Автор: 
Самоедова Солмаз Али кызы
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1983
Артикул:
279194
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ......................................... 3
ГЛАВА I. История развития градостроительной
структуры Ичери шехер.................. 15
ГЛАВА П. Проектные работы по реконструкции и благоустройству Ичери шехер с 1807 по 1979 год. 39
ГЛАВА Ш. Проблема сохранения и восстановления
Ичери шехер............................ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ ............................. 115
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................... 127
ПРИЛОЖЕНИЯ ... ................................. 137
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
В новой Конституции Союза Советских Социалистических Республик говорится, что "государство заботится об охране, приумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей,повышения их культурного уровня" (4,с.13). В статье 68 подчеркивается: "Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей-- долг и обязанность граждан СССР" (4,с. 18).
В Законе СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" детально рассмотрены вопросы учета, обеспечения сохранности, использования и, самое главное, ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры (3).
Узаконена необходимость охраны не только отдельных памятников, но также историко-архитектурных, историко-художественных комплексов, систем старой застройки, улиц, площадей как заповедников (3, статья 5) со всеми возникающими из этого проблемами. Эти заботы нашей партии и правительства являются воплощением заветов Великого Ленина.
В теоретическом наследии В.И.Ленина высказывания, посвященные анализу культуры классового общества поражают глубиной и научной точностью. В работах рассматривающих проблемы культуры и искусства В.И.Ленин дает определение ценности культуры прошлого, нужной дяя построения новой культуры. Они проникнуты глубоким уважением к наследию, созданному человечеством в процессе его развития.
В.И.Ленин, выступая с речью на Ш Всероссийском съезде комсомола, сделал вывод: "Без ясного лонимашш того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только
- 20 -
талов, каждый квартал назывался по находящейся там мечети.Квартал Джума мечеть, квартал Шах мечеть, квартал Мамедьяр мечеть, квартал Гаджи-гаиб, квартал Баныциков, квартал Гасим бек мечеть" (126, с. ІЗ).
Это подтверждает схема, где на плане города отмечены все мечети и примыкающие кварталы известные нашим современникам. Видамо, в формировании планировочной структуры и объемно-пространственной застройки кварталов Баку, которые резко отличаются от кварталов других городов Азербайджана, специфические природные и климатические условия Апшероиа сыграли не последнюю роль.
Немаловажную роль в развитии города сыграло как- удобное расположение его как бы на холме у естественной гавани, так и временное перенесение резиденции ширваншахов из Шемахи в Баку из-за военных неудач. Камень с куфической надписью, найденный реставраторами в завале крепостных стен Баку содержащей титул ширваншаха Абул-хадаа Манучехра П из династии кесранидов (ІІ20-ІІ49) извещает, что и "повелел построить крепость города". Предполагается, что крепостные стены, воздвигнутые в ХУ веке, заменили более ранние стены.
Жители Ашерона еще с давних времен занимались в основном скотоводством и животноводством.
Бык и корова являлись древнейшим тотемом апшеронцев.
Изображения их встречаются начиная с первобытного периода в период средневековья и на медных монетах, и на резных каменных вставках домов и надгробиях Баку, Апшерона и Кобыстана, потому и не случайно, что в геральдике крепости правители Баку - ширван-шахи использовали изображение этого древнего тотема. При строительстве крепостных стен голова быка вырезана из камня и установлена над Шемахинскими воротами. Изображение же львов в геральдике,
- 21 -
заимствовано из геральдических изображений стран древнего Востока (т.5, р.24, 26).
Львы, как известно, считались самыми сильными среди животных не только на Востоке. Их всегда, по традиции,изображали то стерегущими корону, то охраняющими фамильный герб и т.п. Но львы на геральдике Ичери шехер отличаются от других тем,что в лапах они не держат мечей. Лерх - путешественник и врач по профессии, посетивший Бакинскую крепость в 1734 году писал: "... Над Дербентскими (позже Шемахинские) воротами вырезан городской герб, а тленно - два льва, стерегущие голову быка". Другой путешественник, посетивший Баку еще раньше, в 1683 году,и - Э.Кемпфер отмечал, что "изображение львов и быка находятся и на воротах Дворца ширванша-хов". Кемпфер также дал рисунок этой геральдики (т.5,р.25). По бокам головы быка вырезаны изображения двух небесных светил - Солнца и Луны, олицетворяющих время суток. Одним словом, геральдика крепости Баку гласит: "Львы, стерегут Быка (крепость) днем (Солнце) и ночью (Луна)".Позднее изображения львов местными, а также самобытными народными зодчими использовались как орнамент над воротами или проемами в жилых доглах.Примером может служить жилой дом по ул. Фирдоуси № 17/19 (т.5,р.27), оформление входной двери жилого дома Ур 28 по ул. Б.Крепостная (т.5, р.28) и ворота в дом 6 по ул. Пестеля (т.5,р.29), здесь в технике царапания по камню, лев изображен более натуралистически, спокойным, отдыхающим.
Сохранивший первоначальный архитектурный облик минарета Сы-ныг гала наиболее архаичен, тяжеловесен, некоторые его элементы грубовато выполнены и этим он напоминает Апшеронские башни-донжоны (т.6, р.31). Как предполагал доктор искусствоведения Л.Бретаниц-кий, минарет Сыныг гала построен на фундаментах древнего сооружения служившей наблюдательной башней. Эта гипотеза и гипотеза акаде-