2
«...Я призываю молодежь учиться упорно, настойчиво, учиться понимать, что хорошо, что плохо в искусстве архитектуры, учиться применять на деле те великие принципы зодчества, которые являются синтезом знаний, накопленных человечеством в течение тысячелетий»
Иван Владиславович Жолтовский, профессор, член Академии архитектуры. Из обращения к студенчеству. Строительная газета. 12 января 1940 г.
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки исследования эволюции роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности
1.1 История архитектуры как наука и учебная дисциплина
1.2 Взаимосвязь и взаимообусловленность профессиональной практики, истории и теории архитектуры
1.3 Эффективность использования профессионального опыта наследия Истории архитекту ры в профессиональной архитектурной деятельности
ГЛАВА 11. Исторические предпосылки исследования эволюции роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности
2.1 Исследование научных подходов формирования Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности
2.2 Анализ развития научных подходов в формировании Истории архитектуры
2.3 Анализ развития профессиональной архитектурной деятельности в процессе эволюции роли Истории архитектуры
ГЛАВА III. Закономерности эволюции роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности
3.1 Теоретическая модель эволюции роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности как генезис профессионального сознания
3.2 Использование закономерностей эволюции роли Истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности
5
16
16
25
31
38
38
59
64
82
82
96
19
Анализ средств исторической деятельности персонажей даст дешифровку этой деятельности с выходом на способы ее осуществления.
Профессиональная деятельность в истории может проявляться двойственно: с одной стороны, как профессиональная практика, реализующая задачи и требования конкретной исторической ситуации; с другой стороны, как профессиональный метод, применяемый для достижения задач практики.
Эти два момента отражают качественно различные стороны исследования познание и сознание. Как более высокая ступень познавательной деятельности сознание возникает на определенном этапе развития как самостоятельная отдельная категория методологии науки, будучи первоначально вплетенной, встроенной в ткань познания. «По мере накопления духовных ценностей возникает необходимость осознания не только самого объективного бытия, но и знания о нем, г.е. осознание сознания. Этот процесс обычно обозначается термином «самосознание» или «рефлексия» - отмечает Раки-то в А.И. (261, с.53) и далее «именно социальная рефлексия, ведущая к формулированию достаточно четких и общезначимых в границах данного общества или социальной группы правил, критериев и установок, регулирующих интеллектуальную деятельность, позволяет ограничить стихийную интуитивную и «сознательную» стадии формирования сознания» - это является очень важным моментом по разграничению в Истории архитектуры «сознательного» и «стихийного» начал, научного и эмпирического.
В современной архитектурной деятельности эмпирический ремесленный метод продолжает преобладать. В тоже время теория композиции, стиля, художественного образа, методов анализа в архитектурном формообразовании позволяют переходить на теоретические, осознанные, контролируемые методы профессионального творчества. В немалой степени обучение творческому методу (в отличие от ремесла) может проходить на материале Истории архитектуры. Этим определяется новая роль Истории архитектуры, которую она может играть на современном этапе архитектурной деятельности. Развитая профессиональная практика и теория архитектуры создают условия для разработки нового деятельностного подхода в исследовании материала Истории архитектуры, направленного на изучение особенностей профессиональной
20
деятельности мастеров. Данный этап можно обозначить как начало «сознательной» стадии творчества, основывающейся на научном методе, на рефлексии.
История общества как и истории отдельных наук являются отражением общественного и профессионального опыта предыдущих поколений, зафиксированного, систематизированного, критически осмысленного с позиции уровня научного познания общества конкретной эпохи. В частности, История архитектуры представляет собой особый вид познания - историческое познание, обособившееся и выделившееся в самостоятельную сферу профессиональной деятельности.
Историческое познание не совпадает с исторической реальностью, которая является реальным историческим прошлым, существовавшим объективно. Историческое познание отражает объективную реальность. Познавательное значение заключается в самом процессе отражения, способе осознания обществом исторической реальности.
Объективная реальность по-разному воспринимается и осознаётся обществом различных общественно-экономических формаций, этническими, социальными, классовыми и другими группами и каждой общностью людей.
В самом исследовательском процессе заключается ценность истории как определённого научного уровня, который как любое познание совершенствуется и развивается.
Таким образом, история архитектуры в ряду других исторических наук является носителем профессионального архитектурного опыта, накопленного в предыдущей жизни общества, объективно-субъективно осмысливающего фактические события профессионально-предметной деятельности зодчих, их результатов - продуктов их труда.
Для понимания смыслового значения исторической науки в теории используется её сравнение с психологической категорией социальной памяти общества. Применительно к архитекту рной профессии Историю архитектуры условно можно считать профессиональной памятью. Рассмотрим подробнее ситуацию, когда история как память не существует или утрачена. По аналогии с памятью человека, если по каким-либо причинам он лишается памяти
- Київ+380960830922