Ви є тут

Архитектурно-художественная организация пространства в жилом доме московской усадьбы второй половины XVIII в.

Автор: 
Байбурова Римма Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1984
Артикул:
279146
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
1. Введение..................................................... 3
2. Глава I. Московский жилой дом середины ХУШ века .... 28
3. Глава П. Московским жилой дом 1760-х - 1770-х годов . . 64
4. Глава Ш. Московский жилой дом конца 1770-х - 1790-х го- 101
дов............................................................
5. Глава 1У. Московский жилой дом конца 1790-х годов - начала XIX века .........................................165
6. Заключение........................................................176
7. Примечания к главам ............................................. 190
8. Приложение: Московский городской усадебный дом классицизма и французский классический отель. Сравнение пространственной структуры интерьера .................................. 224
»
9. Библиография.................................................... 242
- 3 -
Замечательные интерьеры дворцов и жилых зданий эпохи классицизма давно привлекают внимание специалистов, их изучению посвящены многочисленные и основательные исследования. Однако предметом анализа чаще всего становится декоративная отделка комнат, с первого же взгляда вызывающая восхищение своим художественным совершенством. При этом невольно на второй план отступает функциональная и пространственная организация интерьеров, которая является основой формирования архитектурного замысла; без нее нельзя до конца понять ни объемную композицию, ни фасадные решения, ни принципы декоративного убранства того или иного здания.
Пространственно-художественная организация интерьера в жилых домах дворянских усадеб - одно из важнейших достижений архитектуры русского классицизма.
Устройство жилого дома, разделение внутреннего пространства на главные функциональные группы, принципы комбинирования и соединения этих частей и составляющих их звеньев, сформировавшиеся в период классицизма, легли в основу планировочных композиций особняка и квартиры, получивших распространение и дальнейшее развитие в XIX веке.
Парадная часть дворянского дома эпохи классицизма сосредоточила в себе все важнейшие достижения стиля. В последовательно сменявших друг друга пространственных образах парадного ансамбля нашли отражение основные закономерности движения классицизма от его зарождения до утверждения зрелых и поздних форм.
Изучение архитектурно-художественной организации интерьера дворянских домов классицизма является серьезной научной проблемой.
24
влиянием баженовского понимания организации пространства в раннем творчестве Казакова возникают пространственные композиции с "нарочитым, искусственным рисунком /плана/ в духе барокко"53. Например, в Петровском Демидовых "зодчий, склоняясь к ясной простоте классицизма, как бы не хочет расстаться с полным движения и жизни барокко"5^. Автор отмечает "исключительно тонкое мастерство, умение при помощи остроумных приемов создать целый ряд иллюзий, придающих этому памятнику особое очарование" . О "смелом решении плана"56 в жилых домах пишет И.Е.Бондаренко, он же,характеризуя конюшенные дворы в Царицыно, говорит об "интересных приемах планов", "в основу композиции которых положен живописно-декора-тивный принцип" . О творческом понимании Казаковым классики, "чуждом догматизма"53, пишет М.А.Ильин: "Он не признавал застыв-
СО
ших форм и холодного академизма". С другой стороны, Д.Е.Аркин подчеркивает, что "мышление /Казакова/ неизменно тяготело к простым, логически ясным пространственным схемам... В горизонтально растянутых постройках "покоем" Казаков избегает столь частых в ХУШ веке полуэллипсов, овалов, зал и комнат неправильной формы, закоулков с кривыми очертаниями" .
Внести ясность в эти разночтения возможно только при рассмотрении эволюционного развития интерьера на протяжении всей второй половины ХУШ века. Быть может, наблюдения разных авторов окажутся непротиворечивыми, а лишь относящимся к разным временным интервалам. Но тем важнее тщательный анализ всех этапов эволюции пространственной организации интерьера. В свою очередь исследование этой эволюции необходимо для изучения вопросов становления и развития московского классицизма во всех его особенностях и проявлениях.
- 25 -
Помимо перечисленных выше трудов, в которых авторы показывали наиболее типичные черты московского жилого дома классицизма, важными для поставленной задачи являются сообщения и публикации, связанные с конкретными памятниками московской архитектуры избранного периода. Среди них, пожалуй, одной из самых интересных является работа Т.В.Алексеевой "Из истории частного строительст-
СТ
ва в Москве конца ХУШ века", опубликованная в ее книге "Исследования и находки". В работе речь идет о заочном строительстве Куракиным, находящимся в своем саратовском имении в с.Надеждино, двух московских домов. Любопытно, что одновременно сам Куракин строит в Надеждино дом по собственному проекту. План этого дома легко реконструируется по описанию 1848 г., приведенному в статье А.Голомбьевского "Покинутая усадьба. Село Надеждино, бывшее имение князей Куракиных", опубликованной в январском номере журнала "Старые годы" за 1911 год. Этот план в точности совпадает с типичной для конца 80-х - начала 90-х годов КУШ века композицией (см.гл.Ш).
Строительство московских домов Куракин поручил Р.Козакову -на Старой Басманной и Еготову - на Покровке. Очень интересно описание обоих домов, публикуемые Т.В.Алексеевой материалы по их строительству, приводимый в тексте новый план дома на Покровке, предложенный Еготовым (дом перестраивается из более раннего) с экспликацией, возможность сравнить старое и новое пространственное решение интерьера. Интересно, что это, как устанавливает Т.В. Алексеева, тот самый куракинский дом, описание которого, сделанное английской художницей Виже Лебрен, бывшей гостьей Куракина в 1806 году, широко известно в литературе. В доме, проектируемом и строившемся Еготовым, мы встречаемся с новой для 90-х годов