Ви є тут

Традиционная архитектурная среда штетлов Подолии : XVIII - начало XX вв.

Автор: 
Соколова Алла Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271962
179 грн
Додати в кошик

Вміст

оглавление том I.
Введение (обоснование темы, выбор региона, состояние вопроса)....................1
Глава I. Штстл в контексте истории урбанизации Подолии
1.1 Предыстория штетлов в Подолнн (вторая половина XVI в. - 1648 т.)
1.1.1 Историко-географические условия городской колонизации реї иона.............13
1.1.2 Социально-экономические и юридические условия возникновения новых
или реорганизации существовавших городов.........................................15
1.1.3 Социально-экономические основы и юридические условия расселения
евреев в городах.................................................................17
1.2 Возникновение и развитие штетлов Подолии (XVIII - начало XX вв.)
1.2.1 Юридические и социально-экономические условия возникновения
и существования пгтетлов.........................................................23
1.2.2 Домостроительная активность евреев и формирование штетла...................30
Глава II. Градостроительная структура штетлов Подолии
II. 1 Градостроительные особенности городских поселений, заложенных
во второй половине XVI - начале XVII вв..........................................36
11.2 Композиция и типология просгрансгвенно-планировочных структур штетлов
XVIII-XIX вв.....................................................................42
И.З Структура кварталов и архитектурно-пространственные особенности улиц штетла ...54
II.4 Проявление этнокультурных традиций польско-литовского еврейства
в архитектурной среде штетла.....................................................58
Глава III. Рядовая застройка шгетлов Подолии
III. 1 Типологические особениосгн и принципы архитектурной композиции домов......65
Ш.2 Классификация домов..........................................................78
111.3 Конструктивные решения, материалы и элементы конструкции...................89
И1.4 Декор фасада, интерьера и предметов обстановки дома.........................93
III.5 Архитекту ра дома в контексте этнокультурных традиций
восточно-европейского еврейства..................................................104
IV. Выводы......................................................................108
V. Приложение
V. I. Библиография..............................................................114
V. 2. Список архивных документов................................................131
V. 3. Глоссарий.................................................................135
V. 4. Список сокращений.........................................................137
Ссылки на иллюстрации, размешенные в томе II. даны по следующей схеме:
Номер раздела. Номер части. Номер папки. Номер тетради. Номер таблицы. Номер рисунка. Например: Таблица 4 в первой тетради, третьей папки, второй части, раздела III (Раздел III. Часть 2. Папка 3. Тетрадь 1. Таблица 4.) - обозначена как «ІІІ.2.3.І. Табл.4».
Введение
Формирование градостроительной структуры торговых городов с глубокой древности до Нового времени, было во многом определено фактом сосуществования в пределах городской территории различных этнических анклавов. Расположение и внутренняя организация каждого из них соответствовали той роли, которую население анклава шрало в социально-экономической жизни города. Изучение процессов формирования архитектурной среды города невозможно без выявления архитектурно-градостроительных особенностей этих анклавов.
Идеальным образцом для исследований такого рода является архитектурная среда городов Восточной Европы, где урбанизация XIII - XVII вв. проходила за счет иноэтнической экспансии (Мельников 1999). Смысловые характеристики исторически определенных отношений между различными этническими группами городского населения были ярко выражены за счет глубоких языковых и культурных различий между местным славянским и пришлым, в основном, немецким и еврейским населением. Как немцы, так и евреи-ашкеназы - выходцы из германских земель (по названию германских земель на иврите - Эрец Лшкеназ) - создали в польских городах обособленные кварталы. Главной причиной сохранения обособленности еврейских кварталов в городах Польско-Литовского государства было не столько языковое, сколько вероисповедное отличие евреев от других горожан. Даже в восточных регионах этого государства, где территориальные ограничения проживания евреев в городской черте если и вводились, то практически не соблюдались, еврейские кварталы сохраняли вид агломерационных образований. Их застройка следовала тем стандартам, которые активно внедрялись и другими переселенцами из германских земель. Практически единственная выявленная особенность рядовой застройки еврейских кварталов в данный период - ее более высокая, по сравнению с другими городскими кварталами, плотность.
В XVI - XVIII вв. присутствие еврейской общины особенно отчетливо проявлялось в пространственно-планировочной структуре юродов, заложенных в восточных регионах Речи Посиолитой: синагога нередко играло роль одной из доминант городского центра, в то время как в западных регионах Польши, она была «спрятана» в глубине еврейского квартала или располагалась в предместье.
1
Буга (по другую сторону реки от старого городского посада), у стен заложенного в 1610 г. монастыря иезуитов.
Замок активно влиял на формирование планировочной структуры города, особенно если занимал такое место, которое позволяло бы ему служить в качестве городской цитадели. Нередко стены и ров, которые окружали резиденцию владельца города с внешней стороны, соединялись с городскими укреплениями так, что замок был сопряжен с территорией торгового центра, как, например, в Меджибоже (11.2. Табл.1), Баре (11.1. Табл.1), Шаргороде (Н.З. Табл.1), Сатановс (II.2. Табл.2) и Гайсине (II.1. Табл.4). Таким образом в нространствсшю-планировочной структуре города декларировались партнерские отношения между его владельцем и горожанами.
Отсутствие планов и подробных описаний городов Подолии, относящихся к периоду до их разрушения в ходе казацко-крестьянских войн (1648 - 1672 гг.), не позволяет достаточно полно характеризовать развитие градостроительной сгруктуры. Имеющиеся планы XVIII - начала XIX в. не могут компенсировать отсутствие более ранних, так как в XVIII в. большинство городов края отстраивалось практически заново. Можно лишь отметить, что несмотря на распространение бастионной системы укреплений (Нельговский 1986: 125 - 133), планировку территории торгового центра определяли особенности ландшафта и направления торговых дорог. Характерные для ландшафта Подолии узкие холмы, очерченные оврагами и речными руслами, подсказывали композицию пространственно-планировочной организации поселения.
Даже в западных регионах Подолии регулярное градостроительство не имело столь широкого распространения как в соседней Червонной Руси. Тем более, в восточной части Подолии - Брацлавщине, также как в еще болсс удаленных на восток регионах, например, в Верхнем Приднепровье (Слюнькова 1990: 9), планировочная система городов оставалась в целом нерегулярной. Влияние градостроительных новаций, утвердившихся в Речи Посиолитой в конце XVI в., в Подолии было слабым: урегулированию подвергались лишь отдельные элементы градостроительной структуры.
Немногочисленные описания начала XVII в. указывают на то, что мест торгов было оформленным центром городского поселения. Вероятно, оно представляло собой рыночную площадь правильной формы. Например, в Барс на такой площади, в одном сооружении с торговыми рядами и складами,
37
размещалась ратуша59. Сохранившиеся в Шаргороде каменные стены торговых рядов с глубокими подвалами и ратуши (Ролле 1880: 267) были заложены напротив замка на торговой площади (II.3. Табл.1. Рис.1; ІІ.4. Рис.6), вероятно, до разрушения города казацко-крестьянскнми войнами в 1648 г.
Во владельческих городах Подолии, как и в соседних регионах, например, в Червонной Руси (Кравцов 1999: 58 - 59) или Белоруссии (Квитницкая 1984: 33) ни одно из культовых зданий обычно не было включено в застройку главной рыночной площади, чем, вероятно, декларировалось предоставление права торговли всем, в том числе и нехристианским городским общинам.
Выбор мест для костела и синагоги определялся необходимостью обороны торгового центра: они, будучи в числе немногих каменных строении города, входили в систему его фортификаций и потому располагались в важных точках на границе торгового центра и предместья. Для строительства костела выбирали возвышенное, композиционно наиболее выигрышное место. Торговая часть города обычно спускалась от костела к реке. Синагогу часто строили у моста через реку, русло которой было естественной границей торгового центра и одновременно защитной преградой.
Образцом для взаимно увязанного расположения замка, костела и синагоги - главных семантически значимых доминант владельческого города в Подолии -послужила пространственно-планировочная структура регулярного ренессансного «идеального» города. В планировочной структуре юродов Подолии принцип расположения культовых зданий, обеспечивающий идеологическое содержание структуры города, как города католического (Кравцов 1993), был реализован не менее отчетливо чем в регулярных городах Малой Польши и Червонной Руси60.
Композицию большинства городов в Подолии определял принцип максимального удаления синагоги от костела, который был «укоренен в средневековом градостроительстве Галиции» (Кравцов 1999: 58), и вполне соответствовал «идеологической программе католического города». Этот
у> Упоминаний о ратушах вообще немного. Одно из них находится в путевых записях У. Вердума за 1672 г., согласно ко торым в центре разоренного Бара (в той его части, которая была окружена частоколом, т.е. в Польском Баре) «среди домов стоит наполовину разрушенная ратуша» (Лукин 2000: 32).
60 Принципы регулярного градостроительства Червонной Руси (Галичнны) в XIV - XVII вв. подробно рассмотрены В. Калиновским (1963: 194 - 225), С. Кравцовым (1993).
38