Содержание
Введение.....................................................4
Глава 1. Архитектура информационного пространства исторического города............................................................11
1.1. Роль городской культуры и урбанизированных цивилизаций в формировании информационного пространства исторического города......................................................11
1.2. Анализ взаимодействия текста и знаков с поверхностью архитектурного объекта в историческом городе................15
1.3. Знаки навигации в архитектурном пространстве исторического города..................................................... 29
1.4. Визуальные коммуникации в историческом городе.........37
1.5. Идеологическая составляющая информационной
роли архитектуры в историческом городе.................43
1.6. Промышленная революция и предпосылки трансформации исторического города..........................45
Выводы......................................................51
Глава 2. Становление визуального информационно-коммуникативного ноля индустриального города ...........................................53
2.1. Архитектурно-художественные приемы русского авангарда и новая типология архитектурных объектов в городской среде революционного города (1917-30 г.г., Россия)...............................54
2.2. Информационная роль монументальных знаковых архитектурных сооружений в тоталитарном городе (1930-50 г.г., СССР,
Германия)...................................................67
2.3. Мегатскстура архитектурного объекта в коммерческом городе
(1930-70гг., США) ..........................................86
Выводы......................................................94
2
Глава 3. Постиндустриальный город: архитектура медиаполя
3.1. Предпосылки появления нового архитектурного пространства
постиндустриального города....................................96
3.2. Мсдиафасад как часть постиндустриальной культуры.........99
3.3. Новые художественные и социальные практики..............109
3.4. Граффити как способ визуальной самоидентификации горожан в
современном урбанистическом окружении......................121
3.5. Новые подходы в развитии современных урбанистических систем
навигации и ориентации.......................................128
Выводы ..................................................................................141
Общие выводы...............................................143
Библиография...............................................146
3
монотонное повторение одних и тех же форм и размеров создает впечатление бесконечного и непрерывного движения. Их горделивые и торжественные позы, а также цвета их одеяний, являются своего рода гимном величия и могущества Персидской империи. Через фоновое поле между фигурами идут клинописные тексты, фигуры покрыты глиптическими узорами, выполненными цилиндрическими печатями с геометрическими узорами, (таблица 2). Этот изразцовый фриз относится к V веке до н.э., к династии Ахеменидов, чье господство распространялось на весь Средний Восток в течение почти двух столетий.
Финикийское письмо. Считается родоначальником современного алфавита, однако не сохранилось подтверждения его взаимодействия с архитектурной плоскостью фасадов древнейших сооружений (как, впрочем, нет и отрицания возможности такой связи).
Греческое письмо. Дошедшие до нашего времени экспонаты известных музеев позволяют судить о том, что внешние и внутренние поверхности архитектурных сооружений, поверхности стел, надгробных плит, монументов, подиумы скульптур в архитектурном пространстве греческих городов имели надписи, органически связанные с каменной поверхностью, но как правило, не представляющие собою продуманной шрифтовой композиции (таблица 3). Примером могут служить находки в Македонии, (таблица 3) в г.Дионе у подножия Олимпа (откуда происходил Александр Македонский (356 - 323 гг. до н.э.) - царь Македонии с 336 года до п.э., создавший впоследствии величайшую монархию древности. Впервые Дион упоминается в древнегреческой истории у Фукидида при описании маршрута спартанского царя Брасида, который предпринял поход через Фессалию в страну своего союзника царя Македонии Пердикки II летом 424 г до н.э. Об особой любви Александра к Диону свидетельствует и записанное в его завещании пожелание воздвигнуть здесь величественный храм Зевса. Последнее упоминание о Дионе находим в X веке у Константина Багрянородного в его сочинении «О фемах». Теменос (святилище) Зевса было построено, а также святилище Деметры, в котором архаические мегароны сочетались с эллинистическими болсс поздними храмами, в раскопах которого была найдена микенская гемма XV веке до н.э.
23
В Дионс в святилище Изиды раскопана плита «с отпечатками ног» и надписями (очевидно, жертвенный дар святилищу). В теменосе Зевса Олимпийского были найдены высеченные на плитах псефизмы (постановления) города Диона с царскими посланиями конца IV века до н.э.,. Раскопанная летом 1982 года вилла Диониса, где располагался небольшой храм Диониса, большой двор, зал симпосиев, библиотека; практически везде хорошо выполненные мозаичные полы, что также дает подтверждение тому, что тексты, шрифты были общепринятыми изображениями на архитектурных поверхностях. В Больших термах Диона найдены скульптуры детей бога врачевания Асклепия с надписями на низких подиумах, а также скульптурные портреты с текстами эпитафий (таблица 3). Текст, вырезанный в мраморе греческим маюскулом, свободно расположен на всех четырех гранях пьедестала бюста, заполняя пространство граней полностью. В южной части города были найдены так называемые македонские алтари П-Ш века с прорезанными в камне надписями (таблица 3).
В Археологическом музее Диона на стендах представлена тема - алфавит и надписи. Таблица показывает развитие знаков письменности от финикийского к греческому, а затем - к латинскому алфавиту (таблица 4). Другая таблица представляет формы написания букв в надписях Диона с V в. до н.э. до V в. н.э.. Карта знакомит с распространением древних диалектов и местами находок древнейших надписей на территории Македонии [18, с. 35]. Другим примером органической связи текста с архитектурной поверхностью может служить надписи на стенах некоторых храмов святилища Аполлона в Дельфах (таблица 4) примерно того же периода. Тексты на архитектурной плоскости прорезаны в камне, заполняют ее полностью и существуют в форме плоскости, без композиционной связи с ее параметрами.
Развитие органической связи текста с архитектурными сооружениями со времен возникновения латинского алфавита (I век до н.э.) до появления печатного станка И.Гутенберга (1450 год):
- маюскульный шрифт:
- римская античность.
В период римской античности связь текстовых надписей с архитектурными сооружениями проявляется в полной мере и столь органично, что
24
- Київ+380960830922