СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Место Т.Г.Масарика в чешской политике, науке, куль-туре
§ I. Становление Т.Масарика как ученого и общественного деятеля § 2. Вступление Т.Масарика в реальную политику. Интеллектуальная и политическая зрелость
§ 3. Роль Масарика в создании независимого Чехословацкого государства. Т.Г.Масарик как президент
Глава 2. Общая характеристика и основные черты социологии Т.Г.Масарика
§ 1. Проблема «реального» значения теоретического наследия Масарика
§ 2. Теоретические источники социологических взглядов Масарика. Основные черты его мировоззрения, понимание социологии как науки
§ 3. Масарик как академический социолог
Глава 3. Основные проблемы научно-теоретических исследований Т.Г.Масарика
§ 1. Вопросы религии и веры и анализ современного общества § 2. Социальный вопрос и критика марксизма
§ 3. «Русский вопрос» в творчестве Т.Масарика. Социологический анализ большевизма
§ 4. «Чешский вопрос: спор о смысле чешской истории и проблема «малого народа»
§ 5. Проблема демократии и гуманизма. Многоплановый характер понимания демократии Масариком. Демократия и теократия
159
163
182
188 195
т
Глава 4. Дискуссии о теоретическом наследии Масарика, ♦ Т.Г.Масарик в истории мировой социологической мысли
§ 1. Социологический метод Масарика (социология между наукой и искусством)
§ 2. Чешская социология под тенью Т.Масарика. Попытки систематизации его социологии
§ 3. Масарик как «чешский миф», философ на троне, символическая
фигура чешской истории
Заключение
Использованная литература
цензиям книг по всем научным дисциплинам: математике, физике, химии, географии, истории, философии, социологии, филологии, эстетике, теологии, истории искусств и т.д. Социологическая проблематика составляла значительную часть опубликованных в журнале материалов (Макиавелли, Тюрго, Конт, Гумплович, Спенсер, чешские авторы: Дурдик, Тракал, Маковичка и др.). Кроме того, Масарик начал работу по изданию первого чешского научного словаря, стоял у истоков журнала «Час» (1888), обращенного уже к более широким кругам чешской общественности.
Университетские лекции Масарика, первые из которых были посвящены скептицизму Д.Юма и Б.Паскалю, имели цель обратить внимание слушателей на западноевропейское мышление, а также на постоянную актуальность религиозной проблематики. Они с самого начала привлекли широкое внимание. Студенты обожали нового профессора за его демократические манеры, раскрытие новых, до него не рассматривавшихся тем. Масарик впервые в чешских землях, а вероятно, и в Австро-Венгрии вообще начал читать систематический курс социологии. Конечно, он не мог еще читать его под названием «Социология» и поэтому прибегает к терминологическому компромиссу: «Практическая философия». Правда, подобные курсы читались в некоторых университетах, но Масарик сделал этот курс социологическим и даже назвал его «Практическая философия на основе социологии».
Сохранились стенографические записи лекций Масарика, сделанные студентами (так называемые литографические лекции). Из этих текстов видно, что Масарик действительно знакомил слушателей со всеми актуальными социологическими вопросами того времени. В разделе «Природа и человек» он информировал о Монтескье, Милле, полемизировал с Гербартом, в разделе «Семья» он ссылался на Баховена, Моргана, Спенсера. Вероятно, он тогда еще не знал работы Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», но позднее подробно анализировал ее в работе «Социальный вопрос». В разделе «Общество», естественно, присутствует Конт, в меньшей степени Маркс. Интересно и то, что Масарик открывает и рассмат-
19
ривает в лекциях нетрадиционные для его времени темы: соотношение альтруизма и эгоизма, инстинктивной стороны человеческой сущности, проблемы возможного перенаселения (Мальтус), кризиса моногамной семьи, супружеской измены и проституции, алкоголизма, положения женщины в обществе, общественного мнения, роли гениальных людей и т.д. Значительное внимание он уделял критическому анализу коммунизма. Конечно же, в его поле зрения находились и методологические вопросы, но они в тот период не были для него первостепенными. Популярность Масарика в чешском общественном мнении неуклонно росла.
Очень возможно, что Масарик, пытаясь «модернизировать» чешскую жизнь, со временем, без серьезных потрясений «вписался» бы в нее, если бы не вступил в так называемый спор о Рукописях. В этом «споре» речь шла о «старинных рукописях», так называемых Краледворской и Зеленогорской, которые якобы вели свое происхождение от XIII в., а некоторые фрагменты второй рукописи - даже от X в. Они были «найдены» в 1817 и 1818 гг. известным поэтом, филологом В.Ганкой (позже оказалось, что именно он был их автором).
На романтических идеях Рукописей, написанных старочешским языком, основывалась значительная часть возрождающейся национальной культуры. Самые значительные чешские художники опирались на Рукописи как на достоверную историческую информацию о древних чехах, славянах, об их образе жизни, характере, героизме и прежде всего - об их извечной героической борьбе с германскими племенами. (В частности, музыка Сметаны наполнена мотивами, вдохновленными Рукописями.) Посягнуть на этот миф в то время, по существу, означало интеллектуальное и общественное самоубийство. Масарик, однако, смотрел на эту проблему совершенно иначе. Воспрепятствовать национальному самоубийству, по его мнению, можно было, только отказавшись от мифа, признав действительный ход истории, а размышления о величии народа должны основываться не на лжи, а на ис-
20
- Київ+380960830922