Ви є тут

Теоретико-методологические аспекты социологической диагностики идентичности чеченцев в полиэтнической среде

Автор: 
Жемчураева Седа Шахитовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
274589
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ 16
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЧЕНСКИХ МИГРАНТОВ
1.1. Этническая идентичность как предмет 16
социологического исследования
1.2. Генезис изучения конфессиональных и социокультурных 47 особенностей чеченского этноса: междисциплинарный ракурс анализа
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ 81 ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ
2.1. Геополитическая ситуация на Северном Кавказе и ее 81
социальные последствия через призму теоретическхгх
конструкций
2.2. Основные критерии социологического анализа миграции 101 чеченцев
Глава 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИЗ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЧЕЧЕНСКИХ МИГРАНТОВ
3.1. Современные межэтнические отношения в контексте 113 концепции толерантности
3.2. Субъективные факторы этнической идентификации 129
мигрантов в ракурсе векторного анализа
Заключение 149
Список использованной литературы 154
Приложение 173
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире многонациональность становится актуальной проблемой многих государств.
На сегодняшний день насчитывается до 5 тысяч народов и немногим более $ 200 государств, большинство из которых являются полиэтничными образованиями. Отношения к людям разной этнической принадлежности в полиэтнических странах является одной из острейших политических, более того, моральных проблем, в значительной степени определяющих состояние гражданского общества, устойчивость государственной системы1.
Северный Кавказ является одним из самых полиэтничных и поликонфессиональных регионов мира. Неслучайно в ходе распада СССР именно здесь возникло больше всего вооруженных конфликтов, явно имеющих этническую окраску. К настоящему времени все конфликты потушены, но ии один не урегулирован до конца. Напряженная обстановка в зонах конфликтов, борьба за власть новых элит, жесткая конкуренция за экономические ресурсы, часто опирающаяся на этничность, непрерывно рождают волны этнических миграций в регионе. Быстро меняется этнический состав населения. Эти сложные процессы обостряют социальную обстановку как на Северном Кавказе, так и в принимающих мигрантов регионах2.
Чеченская Республика на протяжении нескольких лет была охвачена военными действиями. По примерной оценке специалистов территорию республики только за 1994-2000 гг. покинули 480-550 тыс. человек3. Под влиянием экономических, социальных, политических катастрофизмов развертываются серьезные перемещения групп населения, принадлежащих к одному этносу, причем характер перемещений варьируется от упорядоченного и планомерного до панического и эвакуационного. Обретение стабильных жизненных условий и перспектив благополучного
1 Шаджс А.Ю., Шсуджен Э.А. Северокавказское общество: опыт системного анализа // http://mvw.kavkaxonlinc.ru
2 По материалам сайта: http://mvw.miCTOcentcT.rU/publ/konfcr/m каукаг.рЬр
3 См.: Стабильность и конфликт в российском приграничье. Этнополитичсские процессы в Сибири и на Кавказе. М., 2005.
3
социологи психологического направления (Е.В. де Роберти, Н.Н: Кареев,
• j
Н.М. Коркунов ), ни социологи географической школы (Л.И. Мечников ), ни социологи - сторонники цивилизационных теорий (Н.Я. Данилевский?), ни классик социологии неопозитивист П. Сорокин4.
Осознание надежности социологического инструментария для понимания этнических явлений и процессов усилилось в отечественной науке в 70-е гг. Традиция выделения этнической социологии, формирование этносоциологии как научного направления связаны с именами Ю.В. Бромлея, IO.B. Арутюняна, О.И. Шкаратана, И.С. Кона, Л.М.Дробижевой, A.A. Су Соколова5.
В 20-е г. XX в. поиски интегративных форм связи социологического и этиологического знания обусловили зарождение этносоциологического направления. Термин «этносоциология» был предложен немецким ученым Р. Турнвальдом, сторонником функционализма, исследователем социальных структур аборигенов Соломоновых островов. В своем фундаментальном пятитомном труде «Человеческое общество в его этносоциологических основаниях» он писал, что этносоциология - это наука, исследующая
1 Карссв H.H. Основы русской социологии. Спб. 1996; Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1907; Де Роберти Е.В. Социология и психология // Новые идеи в социологии. Спб., 1914.
2 Мечников Л.И. Цивилизация м великие исторические реки. М., 1995.
3 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2003.
4 Сорокин П. Социальная и культурная динамика / Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ, отношений. М., 2000; Сорокин П.А. Социокультурная динамика// Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. М.:, 1992. 5Арутюняи Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект // Социологические исследования. 1999. №4. С. 58-70. Арутюнян Ю.В. Об этнических компонентах российской идентичности // Социологические исследования. 2009. № 6. С. 38-44; Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983: Дробижсва Л. М. Социальная и культурная дистанции: Опыт многонациональной России / Институт этнологии и антропологии РАН; Авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева М., 1998; Арутюнян Ю.В., Дробижсва Л М, Сусоколов A.A. Этносоциология. М., 1999; Дробижева Л.М. Этничность в современной России: этнополитика и социальные практики // Россия: трансформирующееся общество / Под редакцией В.А. Ядова. М., 2001; Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Сусоколов A.A. Устойчивость этноса и концепции развития национальной школы России. М., 1994; Шкаратан О.И. О соотношении предметных областей этнографии, истории и социологии // Советская этнография. 1979. №4.
17