Ви є тут

Становление и развитие социологии в Японии

Автор: 
Митупова Саяна Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
195262
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................... 3
>
Ф ГЛАВА 1: Начальный период в развитии японской
социологии............................................. 12
§1.Истоки возникновения социальных исследований........ 12
§2.Специфика становления социологической науки в Японии.. 13
§3.Просветительское движение и механизм проникновения
западных идей в страну................................. 16
ГЛАВА 2: Становление социологии в Японии в период I и
И мировых войн и ранний послевоенный период............ 27
§1. Развитие и институциализация социологической науки 27
§2. Взаимосвязь социологии и социализма в Японии....... 42
® §3. Влияние американской социологии.................... 47
5 ГЛАВА 3: Послевоенное развитие японской социологии 60
§1.Теория «массового общества» и теория «социальных
изменений.............................................. 61
§2.Японское «почвеничество»: общество «вертикальной
структуры» и «индустриальное общество японского типа» 71
ГЛАВА 4. Японская социология на рубеже тысячелетий 79
§1. Социальные перемены в японском обществе в конце XX
столетия............................................... 79
§2. Японская социология в начале третьего тысячелетия 89
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 110
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................. 120-130
5 •
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационной работы обусловлена тем, что в последнее время отмечается устойчивый рост общественного и научного внимания к роли восточноазиатской культуры в мировом сообществе. Историческая концептуализация обширного ментального наследия Востока составляет необходимую часть единого процесса научных исследований теории и истории восточной социологической мысли.
В современной российской и западной социологии сложилась тенденция неполного, эпизодического освещения фактов, посвященных изучению истории восточной социологической теории, тому каким образом сформировалась общественная мысль на Востоке, каковы были предпосылки её возникновения, какова её сущность и состояние социологической науки в настоящее время. Принимая во внимание тот факт, что Восток всегда притягивал умы мировых ученых, становится непонятным, почему же не было уделено должного внимания вопросу о генезисе и развитии общественной мысли на Востоке, ведь азиатское общество с его богатейшей историей и социокультурным опытом представляет собой огромное поле для научных исследований.
К сожалению, наблюдается игнорирование опыта восточной общественной науки и вынесение на задний план её роли на фоне экспансии западной индустриальной цивилизации. Между тем, ошибочно не учитывать историю и роль вклада восточной, в частности, японской науки в мировом сообществе. Уже само по себе, что речь идет о стране, вышедшей по объему промышленного производства на второе место в капиталистическом мире не может не привлечь внимание и к социологии этой страны.
В силу длительной изоляции страны Восходящего солнца от мирового сообщества, страна не имела возможности находить все
ГЛАВА 1. Начальный период в развитии японской социологии
§ 1. Истоки возникновении социальных исследований
За многовековую историю существования японского народа, общественная жизнь Японии всегда представляла собой весьма интересную картину с практически неограниченными направлениями исследования. С самых древних времен в истории страны Восходящего солнца существовали талантливые и образованные поэты и ученые, изучавшие и осмысливавшие происходящие вокруг явления и события. Мировой истории известна так называемая школа Пяти Монастырей (1400), занимавшаяся философией и историческими исследованиями. Среди её ведущих ученых были монахи, писавшие для сёгуна послания ко двору китайской династии Мин и сочинявшие теологические трактаты. Выдающимся представителем этой школы был дзэнский монах Кэйан, вернувшийся в 1473 году после обучения в Китае и поселившийся в западной Японии. В то время у знатных домов было традицией приглашать в свои владения ученых из Киото и Кавамура, которые способствовали распространению знаний.
Другим важным моментом было развитие исторической науки. Официальная история древности представляла скудные императорские анналы. В средневековых хрониках было больше романтики, чем точности, и труд под названием «Гукансе», который создал Дзитин, настоятель одного из храмов Тэндай примерно в 1223 году, стал первой попыткой обзора и интерпретации социальных явлений, а не просто изложения событий прошлого. С тех пор японские ученые, многие из которых были монахами Дзэн, стали
изучать социальные явления с философских позиций, лишая её романтического антуража.
Следует также особо выделить работы типа «Кокон тёмонсю» (1254 г.), в некоторой степени, энциклопедический труд,
исследующий эпоху Хэйан; «Гэнко скжасё» (1322 г.), работа, представлявшая собой исследования по истории буддизма в Японии, снабженная множественными библиографическими справками. Существует также необъятное количество литературы в виде толкований канонических трудов, храмовых записей, ставших обширной фактологической базой для изучения социальных явлений и событий. Некоторые монахи были невероятно плодовитыми авторами. Например, Гёнэн из Тодайдзи, умерший в 1321 году в возрасте 82 лет, оставил 127 работ в более чем 1200 книгах, охватывающих обширные области знаний от музыки до комментариев к сутрам3.
Следовательно, можно утверждать, что именно отсюда фактически берет начало родословная так называемых социальных исследований.
§2. Специфика становления социологической науки в
Японии
Известно, что развитие и становление любой науки, предполагает собой сложный, трудоемкий, многогранный процесс, и не только процесс, а явление, проходящее сквозь исторические формации, которые происходят в результате изменений в обществе, возникающих противоречий и антагонизмов в едином линейном потоке развития мировых тенденций.
3 Сэнсом Дж. Б. Япония. Краткая история культуры. // Пер. с англ. Кириллова Е. В. под ред. Никитина А. Б. Изд-во «Евразия» Санкт-Петербург, 2002