Ви є тут

Критерии идентификации среднего класса в России

Автор: 
Аглиуллова Алсу Ханифовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301910
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СРЕДНИЙ КЛАСС» В
СОЦИОЛ01 ИЧЕСКОЙ НАУКЕ............................................18
1.1. Генезис понятия «средний класс» в западной социологии........18
1.2. «Средний класс» в отечественном обществоведении..............45
ГЛАВА 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА............................69
2.1. Основные подходы к анализу социальной структуры общества в западной
социологии...................................................69
2.2. Идентификация среднего класса в трудах российских социологов.93
2.3. Критерии выделения среднего класса на примере типичного региона России...........................................................121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................147
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................153
ПРИЛОЖЕНИЯ
167
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования
Высокий интерес к категории «средний класс» со стороны научных кругов и общественности на современном этапе не вызывает сомнений. Продолжающимся в России процессам социальной трансформации сопутствуют существенный уровень дифференциации доходов населения, политическая и социальная напряженность, социокультурный раскол в обществе. В этих условиях наиболее благоприятной перспективой развития социальной структуры российского социума считается стабильный средний класс: ему отводится роль двигателя экономического развития, гаранта социальной и политической стабильности, основного потребителя товаров и услуг.
Однако повышенное внимание к среднему классу сочетается с отсутствием однозначного теоретического подхода к его определению и идентификации. Одни ученые под средним классом подразумевает реальные социальные общности1, другие - называют термин «средний класс» мифом, удобным для экономического и идеологического манипулирования". Количественные оценки российского среднего класса либо существенно варьируют, либо наличие данной категории в социальной структуре российского общества отрицается вовсе, что в итоге не позволяет установить направленность и динамику стратификационных процессов в нем.
В свете сказанного актуальность темы исследования определяется, во-первых, крайней неустойчивостью социальной структуры российского
1 См., напр.: Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс п России: 10 лет постсоветского развития. М., 2001; Заславская Т.Н. Социальная структура современною российского общества // Обществ, науки и современность. 1997. № 2; Россия - новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс / Под ред. М.К.Горшкова, Н.Е.Тихоновой. М., 2004.
2 См., напр.: Казакова В.И. Средний класс как феномен пограничья // Вестник Нижегородского университета им. Н.ИЛобачевского. 2008. № 6. С. 333-342; Левади Ю.А. «Средний человек»: фикция или реальность? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998. № 2. С. 4; Радаев В.В. Формирование мифа о среднем классе в посткоммунистичсской России // Средний класс в России. Проблемы и перспективы. М., 1998; Умов В.И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фантом // Полис. 1993. №4. С. 26-40.
17
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы (не включая приложения) составляет 166 страниц, список литературы содержит 180 наименований.
18
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СРЕДНИЙ КЛАСС» В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1. Генезис понятия «средний класс» в западной социологии
Неоднозначность определений термина «средний класс» во многом обусловлена множественностью интерпретаций исходного понятия, которым, является «общественный класс». Начало развития представлений о социальноклассовой структуре общества вплоть до научной разработки понятий «социальный класс» и «средний класс» восходит к античным мыслителям (Ксенофонту, Платону, Аристотелю), представителям Средневековья (А.Августину, Ф.Аквинскому) и эпохи Возрождения (Н.Макиавелли, Т.Мору). Однако выражение «класс» ими применялось не в научном смысле, а в значении «разряд», «вид», «призвание». Концепт «средний класс» впервые встречается в трудах Аристотеля и является идеологическим представлением1.
Существенный вклад в учение о социальных классах был сделан западноевропейскими учеными XVII - первой половины XVIII вв. (Ф.Бэконом, Т.Гоббсом, Дж.Локком, Ж.-Ж.Руссо, П.А.Гольбахом, Ж.-А.Н.Кондорсе). Их схемы социальной структуры общества подразумевали существование двух классов - высшего и низшего, а среднему классу в этих схемах места, как правило, не отводилось.
Первое употребление категории «класс» в качестве характеристики групп людей, связанных по производственному признаку, можно отнести к концу XVIII - началу XIX вв. Наиболее заметный вклад внесли представители французской школы физиократов (Ф.Кенэ, А.Р.Ж.Тюрго, В.Р.Мирабо) и социалистический утопист К.Сен-Симон. Экономические характеристики социальных классов были выделены в трудах первых английских экономистов (А.Смита, Д.Рикардо), концепции которых предполагали трехчленное строение
1 См. подробнее об этом: Лглиуллоаа А.Х. «Средний класс»: генезис определения в западной и российской социолог ии. М., 2010. С. 8-24.