2
Оглавление
Введение..............................................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы социологического исследования
образования..........................................................................18
§1. Классические концепции общества о системе образования............................18
§2. Основные теоретико-методологические подходы к анализу системы
образования..........................•...............................................40
§3. Ревизия классических концепций образования в современной социологии..............67
Глава II. Становление системы образования в китайском обществе......................92
§1. Перспектива конвергенции современных и классических концепций образования.......92
§2. Типологические особенности традиционного образования в Китае...................117
§3. Трансформация китайского традиционного образования в направлении современной функциональной системы.............................................................139
Заключение..........................
Список использованной литературы
164
175
Введение
Настоящая диссертационная работа посвящена выявлению теоретикометодологических основ и концептуального аппарата социологического изучения образования как самостоятельной сферы жизнедеятельности общества. Этот замысел реализуется в двух взаимодополняющих аспектах исследования: в установлении теоретикометодологического инструментария изучения образования как социальной системы общества, ее структуры и функций, социокультурной динамики вызревания в различных обществах и в применении этого инструментария к исследованию конкретного историко-культурного материала - процесса вызревания современной функционально дифференцированной системы образования в китайском обществе (XII в. до н.э.-нач. XX в.).
Актуальность темы исследования. Процесс глобализации - интеграции национальных государств в единый мирохозяйственный комплекс на основе либератьно-рыночной экономики и либерально-демократической системы ценностей - имеет своим следствием формирование транснационального культурного пространства. Одной из важнейших составляющих глобализации культуры выступает тенденция создания единого «образовательного пространства» - интеграции национальных образовательных систем.
Необходимость проведения образовательных реформ, отвечающих общемировым политическим, социально-экономическим тенденциям глобализации, всемерно акцентируется различными международными организациями. Так, например, Всемирный Банк и ЮНЕСКО выдвинули задачу разработки проектов модернизации национальных образовательных систем, причем проекты эти декларируются ими в качестве универсальных кросскультурных моделей [108].
Ярким примером реализации такого рода проекта выступает неолиберальная программа, нацеленная на унификацию национальных образовательных систем европейских государств в рамках Болонского процесса[4].
Тенденция реализации Болонского проекта образовательной реформы обнаруживается в странах Запада, в то время как азиатские страны выдвигают собственные варианты глобализации образования, альтернативные неолиберальному проекту. Применительно к странам Азиатско-Тихоокеанского региона - Японии, Тайваню, Южной Корее, Сингапуру, Китаю - принято говорить об «азиатской модели образования». Ее отличительными чертами выступают сохранение государственного регулирования и финансирования в сфере образования, выстраивание образовательных программ с учетом национальных социокультурных особенностей[6; 154].
Необходимо отметить, что дискуссия по вопросу о социокультурной специфике различных моделей национальных образовательных систем и проектах их реформирования
17
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования получеппых результатов для дальнейшего изучения систем образования - их социокультурной динамики и функционирования в различных обществах.
Основные положения и содержательные результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебных программ и лекционных курсов по теоретической социологии, социологии образования, социологии культуры и в области комплексного изучения системы образования в различных обществах.
Структура работы. Диссертация состоит из. Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы (234 наименования).
18
Глава I. Теоретико-методологические основы социологического изучения системы образования
Первая глава нацелена на поэтапное решение первой, второй и третьей задачи диссертационного исследования: дается детальный анализ идейно-теоретических
предпосылок социологического изучения системы образования; выявляются теоретикометодологические основания концепций образования, принятых в современной социологии в качестве классических, рассматриваются современные концепции образования, претендующие на теоретико-методологическую альтернативу классическим. Представленный в данной главе аналитический разбор концепций образования призван выявить теоретико-методологические основы изучения системы образования как относительной самостоятельной сферы жизнедеятельности общества. По этой причине для рассмотрения нами были отобраны только те концепции, в которых представлен макросоциологический анализ образования с позиции классической или современной теории общества. В контексте настоящего исследования анализ социологических концепций образования нацелен на установление сходства теоретических тезисов различных концепций образования в перспективе их конвергенции в рамках единого теоретико-методологического подхода.
§1. Классические теории общества о системе образования
В данном параграфе решается первая задача настоящего диссертационного исследования - выявление идейно-теоретических предпосылок социологического анализа образования. Ее решение предполагает рассмотрение концепций образования, предложенных основоположниками теоретической социологии - К.Марксом и Ф.Энгельсом, Э.Дюркгеймом, М.Всбером. В этом параграфе также анализируется концепция образования К.Мангейма, в которой предпринимается первая попытка развития классических тезисов. Необходимость обращения к классическим теориям общества связана с тем, что именно в них впервые было предложено концептуальное рассмотрение образования как сферы жизнедеятельности общества. Тезисы классических концепций образования обусловили в значительной степени перспективы собственно социологического изучения этой социальной системы. Центральные положения концепций Маркса и Энгельса, Дюркгейма, Вебера, Мангейма составляют по сути дела идейно-теоретические предпосылки классических и современных социологических теорий образования.
Наше рассмотрение мы начнем с концепции образования, обнаруживаемой в трудах основоположников исторического материализма, - К.Маркса и Ф.Энгельса. Их концепция представляет несомненный интерес, поскольку в ней впервые с позиции
- Київ+380960830922