Содержание
Стр.
Введение..................................................................4
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования феномена
эвтаназии................................................................15
1.1. Феномен эвтаназии в современной науке и практике.....................15
1.2. Эвтаназия в контексте социальных и естественных наук - философии, праве, этике, биоэтике, медицине...........................................31
1.3. Структурно-функциональный анализ в социологии: возможности и границы применения к исследованию социальных проблем (Теории Т. Парсонса, Р. Мертона)............................................................42
1.4. Возможности конструкционистского подхода в социологии к анализу социальных проблем..................................................59
Глава 2. Феномен эвтаназии в современном российском обществе..............71
2.1. Специфика деятельности и взаимодействия социальных институтов по
решению проблемы эвтаназии................................................71
2.2. Феномен эвтаназии в системе взаимодействия «врач-иациент»............88
2.3. Конструирование эвтаназии как социальной проблемы в
России..................................................................103
Глава 3. Применение конструкционистского подхода в эмпирическом исследовании..............................................................119
3.1. Анализ результатов, полученных в ходе опроса экспертов методом глубинного интервью на основе качественной
методологии............................................................. 119
У
2
•*
3.2. Анализ результатов, полученных в ходе опроса различных групп населения......................................................143
Заключение.....................................................168
Список литерату ры.............................................175
ПРИЛОЖЕНИЕ 1...................................................204
ПРИЛОЖЕНИЕ 2...................................................206
%
*
3
Возможны также сочетания различных форм эвтаназии - например, активная добровольная эвтаназия, пассивная принудительная эвтаназия и т.д.
Очень часто понятие эвтаназии смешивают с понятием убийства, самоубийства, ассистированного суицида. Ассистированный суицид - аю* преднамеренного самоубийства с помощью другого лица, которое даёт информацию о путях и способах лишения жизни, и предоставляет нужные для этого средства [Проблема прав тяжелобольных и умирающих в отечественном и зарубежном законодательствах, 2002]. Ассистированный суицид в медицине -самоубийство пациента при пособничестве врача. В США такая практика существует в следующем виде - врач выписывает врачу определённое лекарство и предупреждает о том, какая доза будет являться смертельной. И пациент уже самостоятельно принимает решение о его употреблении. Почти во всех правовых системах суицид не является уголовным преступлением, однако, помощь в суициде - действие, уголовно наказуемое во многих законодательствах мира.
Большое количество определений позволяет говорить о сложности и неоднозначности феномена, что в свою очередь приводит к смешению, подмене понятий, затрудняет адекватный анализ и обсуждение феномена эвтаназии. В практической медицинской, юридической деятельности могут возникать конфликтные, неоднозначные ситуации.
В настоящее время повышение интереса к феномену эвтаназии как новому «методу медицинского решения проблемы смерти (прекращения жизни)» [Проблема прав тяжелобольных и умирающих в отечественном и зарубежном законодательствах, 2002, С.5] объясняется несколькими причинами:
1) Прогресс в современной медицине и развитие медицинских технологий [Громов А.П., 1992; Огурцов А.П., 1992; Тищенко П.Д., 1992; Проблема прав тяжелобольных и умирающих в отечественном и зарубежном законодательствах, 2002], в частности развитие реаниматологии, позволяющей предотвратить смерть больного, т.е. работающей в режиме управления умиранием. В настоящее
время стало возможным поддержание жизни в таких ситуациях, в которых ещё совсем недавно это было немыслимо. Врачи нередко продлевают тяжёлое состояние безнадёжно больных пациентов. Сами же пациенты далеко не всегда считают такие действия врачей по отношению к себе оправданными.
На протяжении истории человеческая смерть всегда была чем-то стихийным, неподвластным человеческой воле. Жизнь обрывалась независимо от желания умирающего и его близких. В настоящее время человек получает большую возможность контролировать процесс жизни, от рождения до смерти, а также воздействовать на него. Теперь появились способы некоторым образом сознательно действовать на смерть, замедлять или ускорять её приход. В ситуации, когда человек стал овладевать процессами, которые раньше были ему неподвластны, на него ложится бремя выбора: что лучше, быстрая, но лёгкая и безболезненная смерть или мучительное, но долгое умирание. Человек оказывается перед выбором собственных пределов. «Общеизвестно, что некоторые люди считают некоторые болезни хуже, чем смерть...» [Алан Уильямс, 2000, С.44]. Этот вопрос становится ещё острее, когда он касается безнадёжно больных людей, мучительно страдающих от болей. В связи с этим возникает новая проблема, во всех ли случаях стоит продлевать жизнь, от кого зависит это решение. За последние десятилетия кардинально изменилось представление о том, что считать жизнью, а что смертью. Так на смену представлению о смерти как остановке дыхания и сердцебиения приходит понятие смерти как прекращения функционирования головного и спинного мозга, при этом деятельность сердца и легких может поддерживаться длительное время [Гурвич А.М., 1997]. «Медицину сегодня уже нельзя рассматривать просто в качестве ещё одного, недавно сформировавшегося элемента социума, она превратилась в активный и решающий фактор его изменения» [Быкова С.Ю., 1993, С. 23]. В то же время «...многие новейшие достижения медицинской науки
- Київ+380960830922