СОДЕРЖАНИЕ.
Введение .................... Г.ГмТ... .TT.iT.T7. Г. .ТГГТ.Т.Т. . ,^7пЗ-
Глава 1. Исследование социальных проблем в зарубежной социологии
.......................................................................19
1. Социальные проблемы в дискурсе социальных наук............................19
2. Социология социальных проблем.............................................27
3. Теоретические ограничения традиционных парадигм социологии социальных проблем.....................................73
Глава 2. Теоретические подходы к исследованию социальных проблем в отечественной социологии........................................................84
1. Определение понятия социальной проблемы в отечественной' социологии........................................................84
2. Социальная проблема как объект философского и социологического исследования в 80-е годы XX века.......100
3. Современная трактовка социальных проблем.................................115
4. Теоретические особенности отечественного подхода
к социальным проблемам....................................................125
Глава 3. Социальные проблемы в контексте интегративного подхода..........................................................131
1. Методологические принципы концептуальной интеграции......131
2. Социальная проблема и ее признаки........................139
3. Структура социальной проблемы и ее анализ................146
4. Решение социальных проблем...............................168
5. Обобщающие модели анализа и решения социальных проблем.. 185
*
Глава 4. Социальные проблемы в социальной работе.................192
1. Социальная проблема в концептуальных подходах зарубежной социальной работы..........................................192
2. Концептуализация социальной проблемы в отечественной, социальной работе..........................................238
Заключение
262
*
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность— темы исследования Современная социальная
практика показывает, что социальные науки-, сталкиваются с необходимостью формирования новых, более адекватных состоянию современного общества и социального знания методологических подходов к сложившимся в отечественной социологии традициям исследования социальных проблем. В диссертационном исследовании данная тема рассматривается исходя из реалий потребностей не только социологии, но и сравнительно новых для отечественной социальной теории прикладных социальных наук: социальной работы и социальной политики,
профессионально направленных на разрешение возникающих в обществе социальных проблем, локализующихся на микро-, мезо- или макросоциальном уровнях.
Социальные проблемы как научный термин впервые появляются в дискурсе социальных наук в середине XIX века в Европе. Им стали обозначать давно и хорошо известные всем человеческие беды: бедность, нищету, болезни, голод, • безработицу и т.д. Под влиянием идей Просвещения о Правах человека на достойную жизнь существование в обществе подобных явлений впервые было связано с социальной несправедливостью, а устранение их осознано как задача для социальных деятелей, которую можно поставить и практически разрешить путем определения политики и проведения социальных реформ.
В течение XIX - XX веков изучение социальных проблем и попытки их разрешения оказывали огромное влияние на развитие как социологии, так и социальной работы. Но если в социологии, как в теоретической дисциплине, этот процесс привел к созданию и накоплению социологических теорий,« объясняющих причины возникновения
3
по-разному. При детальном рассмотрении можно выделить, по крайней мере, несколько точек зрения в этом вопросе.
Одна из них считает, что социологические проблемы в целом значительно шире социальных проблем. П.Бергер, в своем популярном «Приглашении в социологию (гуманистическая перспектива)» (1966), в частности, обращает внимание на несовпадение предметных областей социальной и социологической проблемы. Проблемы, интересующие социологов, считает он, не обязательно являются «проблемами» для других людей. Обычно люди говорят о «социальных проблемах» тогда, когда в обществе происходит что-то не так. В этом случае они ждут, что социолог изучит «проблему» и может быть найдет какое-либо решение. Социологическая проблема есть нечто отличное от «социальной проблемы» в указанном смысле. Социологическая проблема, продолжает он, всегда заключается в понимании того, что происходит в рамках социального взаимодействия. Социологическая проблема заключается не столько в том, почему что-то «идет не так» с точки зрения властей или режиссеров, работающих на социальной сцене, а, прежде всего, в том, как действует система в целом, каковы исходные предпосылки ее существования и за счет каких средств поддерживается ее единство. Фундаментальные социологические проблемы - не преступление, а закон; не развод, а брак; не рассовая дискриминация, а рассово обусловленная стратификация; не революция, а форма правления [16,с.40-41]. То есть П.Бергер полагает, что социальные проблемы являются только одной из возможных областей социологической проблематики в целом.
Вторая точка зрения на различие социологических и социальных проблем связывает первые, как проблемы социологической науки, прежде всего с ее теоретической областью, а вторые, - с прикладной, практической социологией. Этой точки зрения придерживается, в частности, З.Бауман, который в своей широко известной книге «Мыслить социологически» (1963) объясняет указанное разделение логикой развития социологии как
28
науки. Анализируя процесс институаналнзации социологии, он выделяет три стратегии, которые помогли социологии приобрести статус академической дисциплины. Первая и вторая стратегия связана с теоретическими проблемами социологической науки, с классическими «объективистским» и «субъективистским» подходами в социологии, с именами Э.Дюркгейма и М.Вебера и их концепциями «факта как вещи» и «смысла социального действия». Третья стратегия, считает З.Бауман, пытается доказать, что социология как наука имеет непосредственное и эффективное практическое применение.
Эта стратегия, пишет он, с особым энтузиазмом использовалась первопроходцами социологии в США. Они решили доказать, что социологическое знание может быть использовано для предсказания и манипулирования реальностью, для изменения ее в связи с нашими потребностями и намерениями. Эта третья стратегия сосредоточилась на разработке методов «социального диагноза» (на опросах, детально описывающих состояние дел в определенной сфере социальной жизни) и общей теории человеческого поведения (то есть факторов, обуславливающих такое поведение). Надежды возлагались на то, что исчерпывающее знание таких факторов сделает человеческое поведение предсказуемым и поддающимся манипулированию. С самого начала социологии был задан прак тический тон, причем этот тон задавали вечные социальные проблемы - рост преступности, подростковая преступность, алкоголизм, проституция, ослабление семейных связей и т.д. Социология поступила на службу построения и поддержания социапьного порядка. Услуги социологии были использованы для того, что бы снять антагонизм и предотвратить конфликты. Эта стратегия перепутала истину с пользой, информацию с контролем, знание с властью. Она должна была принять во внимание перспективу управления: рассматривать «общество» «сверху» как материал, обладающий способностью к сопротивлению, как объект манипуляции, внутренние свойства которого нужно лучше узнать, что бы
- Київ+380960830922